Жалобы на работу почты занимают лидирующие позиции в разделе «Народный контроль» на республиканском портале госуслуг и обгоняют по количеству комментариев даже тему плохих дорог. Татарстанцы возмущаются, что письма не доходят до адресатов, в почтовых отделениях громадные очереди, а почтовики занимаются всем, чем угодно, кроме выполнения своих непосредственных обязанностей.

Народ не безмолвствует

 

К примеру, на прошлой неделе в «Народный контроль» поступило сообщение о том, что корреспонденция, предназначенная жителям домов № 54 и 56 казанской улицы Эсперанто, валяется около школы № 41. Вопрос несостоявшегося получателя одного из этих писем, которому посчастливилось увидеть конверт со своим именем хотя бы на фото, «где забрать письмо?», остался без ответа. «Почтовое отделение № 107 не справляется со своими обязанностями!» - утверждает автор сообщения.

 

И если бы только оно! На отвратительную работу почтовых отделений УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России» жалуются многие посетители портала. Народ возмущается, что с июля почтовики еще и перешли на «летний» режим, сократив свой рабочий день на два часа.

 

А одного из пользователей рассмешила реклама новой «почтовой» услуги по продаже сотовых телефонов: «Я уже представляю себе ситуацию. Отстойте очередь полчасика и посмотрите новый телефончик».

 

Непонятно только, почему «Народный контроль» адресует все эти жалобы непосредственно тому, на кого жалуются - «Татарстан почтасы». Ведь, судя по тому, что претензии, датированные концом апреля, до сих пор имеют статус «в работе», волна народного гнева тоже не доходит до адресата.

 

 

 

Искать бандероли - как ветра в поле

 

Почтовики умудряются терять не только обычные, но и заказные письма, и даже ценные бандероли с посылками. Интернет кишит видеосюжетами о том, как на почте их теряют или… крадут. Возможно, спецкор Интертат.ру. сочла бы такие ролики «фейками», если бы сама не попала в число несостоявшихся получателей ценных отправлений. Посылочку мне отправили из Франции еще в середине февраля. Судя по информации сервера отслеживания почтовых отправлений La Poste, мой пакет благополучно миновал французскую границу еще в начале марта. Но о его дальнейшей судьбе на просторах нашей необъятной родины мне до сих пор ничего не известно.

 

Как объяснили мне в службе претензий УФПС «Татарстан почтасы», при пересечении границы мелкие пакеты грузятся в мешки, на которых штампуется новый код, так что отследить его по международному коду, проставленному в стране отправления, уже невозможно. Заявление на розыск посылки у меня приняли 14 апреля и пообещали сообщить через две недели, на каком этапе она застряла. Через три недели напрасных ожиданий я сама позвонила в «Татарстан почтасы».

 

- А разве вы не получили наше письмо с промежуточным ответом? - искренне удивилась работница почты на том конце провода. - Мы вам послали его неделю назад.

 

Весточка от «Почты России» дошла до меня только 22 мая. На фирменном бланке за подписью руководителя Департамента претензионной работы по МПО Е.В. Колесника мне сообщили буквально следующее: «меры к розыску почтового отправления № такой то приняты». И всё. Как говорят во Франции, «се ля ви!». Теперь мой французский отправитель пребывает в уверенности, что почта России мало изменилась со времен ямщиков. Разве что в худшую сторону.

 

Вскрыть и уничтожить

 

Как сообщила Интертат.ру пресс-секретарь УФПС «Татарстан почтасы» Альфия Бариева, в республике с 2010 года по июнь 2012-го подано 15256 заявлений на розыск регистрируемых почтовых отправлений, в том числе 1054 - международных. А вот информации о том, сколько из них нашлось, не имеется.

 

Если не считать плохой работы самих почтовиков, почтовые отправления не доходят до адресатов из-за неудовлетворительного состояния почтовых ящиков (либо их отсутствия), неверно указанного адреса получателя. «Потеряшки» хранятся в почтовых отделениях ровно месяц, а потом возвращаются по обратному адресу. Если же и отправитель не приходит за своим имуществом, то оно получает статус невостребованного и передается на хранение в специальное помещение - на полгода.

 

Не реже чем раз в квартал почтовики обращаются в суд за разрешением на вскрытие невостребованных отправлений. Вдруг внутри окажутся какие-нибудь сведения, которые помогут отыскать адресата. Но, как правило, надежды не оправдываются, и тогда «потеряшки» уничтожаются. По данным «Татарстан Почтасы», только в Казани в 2010 году уничтожено 2511 почтовых отправлений, в 2011-м - 2501, а за первое полугодие нынешнего года в суд направлены обращения о разрешении на вскрытие 1505 отправлений.

 

По словам Бариевой, чем раньше человек напишет заявление о розыске посылки или бандероли, тем больше шансов, что им не вынесут «смертный» приговор. Заявления по розыску внутренних почтовых отправлений рассматриваются до 2 месяцев, международных - в течение 2 месяцев с момента регистрации в Департаменте претензионной работы в Москве. А если заявитель потребует выплаты материального ущерба, то срок рассмотрения его претензии может быть продлен до 3 месяцев.

 

Почтовики переквалифицируются в банкиров

 

В УФПС «Татарстан почтасы» признают, что не всегда и не везде качество услуг связи на высоте. Отчасти это объясняется тем, что средняя зарплата почтовиков - ниже средней по стране, что обусловлено низкой рентабельностью предприятия, которое обязано предоставлять социально значимые услуги, себестоимость которых гораздо выше регулируемых государством тарифов.

 

Пересылка почтовых отравлений занимает сегодня далеко не первое место в секторе доходов предприятия, а для некоторых почтовых отделений она и вовсе - в тягость. Так, за полгода «Татарстан почтасы» заработала 1 млрд 78 млн рублей. Из них только 412 млн - от реализации услуги почтовой связи. Зато сектор доходов от финансовых услуг достиг 480 млн. Это денежные переводы, выплата пенсий, прием коммунальных и сотовых платежей, страхование и пр. Еще 99 млн «Татарстан почтасы» получила от дополнительных коммерческих услуг - торговли, рекламы, лотереи и так далее. При этом самая большая статья расходов - это оплата труда татарстанским работникам почты - 724 млн рублей.

 

По словам директора УФПС «Татарстан почтасы» Регины Кузнецовой, из 1178 объектов почтовой связи, расположенных на территории республики, убыточными являются 388, что составляет 35% от общего количества. В основном это сельские отделения, которым приходится выживать за счет торговли предметами первой необходимости и продуктов. Зато они несут цивилизацию даже в самые что ни на есть «межвежьи углы», где нет магазинов и банков.

 

Сейчас на самом верху принято решение разработать стратегию развития «Почты России» до 2020 года, первым этапом которого будет акционирование, а вторым - создание Почтового банка, который благодаря сохранившейся сети сельских почтовых отделений будет самым многофилиальным банком в стране. А часть заработанных почтовыми банкирами средств пустят на латание финансовых дыр, образовавшихся в результате оказания такой социально значимой услуги, как обеспечение населения качественной почтовой связью.