С 1 июля россиянам уже не придется самим собирать бумажные справки, чтобы встать на учет для получения жилья или согласовать перепланировку квартиры. Не будет этим заниматься и бизнес, добиваясь разрешения на строительство или установку рекламных щитов.

С этого дня все региональные и муниципальные власти должны начать предоставлять гражданам услуги, не требуя с них справок и информации, которые находятся в распоряжении других органов власти.

 

Тут надо уточнить, что из нового правила есть небольшое исключение. По-прежнему необходимо будет предоставлять в органы власти так называемые «документы личного хранения», если они требуются для предоставления услуги. Речь идет, например, о паспорте, свидетельстве о рождении, документах об образовании или рабочем стаже. Остальные же «бумаги» (по различным оценкам их до нескольких сотен видов)  орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия, пояснили в Минкомсвязи.

 

Сегодня уже действуют ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства, в том числе единая система идентификации (в ней регистрируются все «общающиеся» между собой чиновники и их информационные системы). При этом федеральные ведомства работают по новой схеме уже с октября прошлого года - через систему прошло 57 миллионов запросов. 

 

Однако эксперты волнуются, что «на местах» среди чиновников могут оказаться те, кто будет саботировать внедрение электронного обмена сведениями. И продолжит действовать так, как удобно им, а не гражданам - «рекомендовать» самим сходить за справкой, затягивать сроки, ссылаясь на то, что якобы «система не работает». На этот случай, успокаивают в Минкомсвязи, законодатели предусмотрели ряд мер, которые будут стимулировать таких нерадивых сотрудников меняться к лучшему. Во-первых, чиновники, которые по различным причинам не будут готовы использовать единую систему электронного взаимодействия, не избавляются от необходимости запрашивать сведения в других органах власти. Просто делать они это будут «бумажным» образом, что более трудоемко. Во-вторых, если не оговорено отдельным федеральным законом, срок ответа на запрос между ведомствами установлен в пять дней. С бумажными запросами и ответами этот срок соблюсти будет затруднительно. И, в-третьих, в Кодекс об административных правонарушениях введена специальная статья, предусматривающая для должностных лиц существенные штрафы за нарушение законодательства о государственных и муниципальных услугах. Так, например, отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги может «стоить» чиновнику до 30 тысяч рублей.

 

«Российская газета»