Страшную тайну открыли татарстанские антимонопольщики. Оказывается, граждане, которые предпочитают оплачивать жилищно-коммунальные услуги на почте, глубоко заблуждаются в том, что почта не берет с них за это комиссию. Проценты за перевод денег населения поставщикам услуг заранее включены в счета-фактуры. Так что давиться в очереди к окошку почтового оператора в надежде сэкономить десятку-другую бесполезно.

О скрытых почтовых комиссионных  антимонопольщики узнали случайно.

- Мы проводили проверку по жалобе на управляющую компанию одного из ее клиентов, - рассказала Интертат.ру пресс-секретарь Управления ФАС по РТ Резеда Мазитова. - Факты, изложенные в жалобе, не подтвердились, но в ходе проверки было выявлено другое нарушение. Выяснилось, что между ФГУП «Почта России» и ООО «Управляющая компания «Спектр» в августе 2009 года был заключен договор на оказание услуг по приему платежей, согласно которому почта имеет право удерживать с каждой квитанции 1,5% (но не менее 15 рублей) от суммы принятых денежных средств. Формально эту комиссию платит Управляющая компания, но поскольку она не имеет своих средств, а только формирует счета-фактуры, которые оплачивают жильцы, расходы на оплату комиссионных были заложены в статью «Обслуживание лицевого счета».

 

Как объяснил Интертат.ру председатель Союза домовых комитетов Казани Геннадий Сомов, обнаружив в прошлом году наличие такой строки в своих счетах-фактурах, многие жильцы стали возмущаться, и тогда УК стали «прятать» комиссию за перечисление платежей в «Управление домом».

 

- Кстати, в этой строке какие только наши расходы не сидят! - утверждает Сомов. - Жильцы платят из своего кармана за любую прихоть управляющих компаний, начиная учебой сотрудников и заканчивая зарубежными командировками. Только вот и об этом никто не знает.

 

Понятно, что «обслуживание» и даже «управление» звучит лучше, чем «комиссия». Но ведь многие банки довольствуются 1-процентным вознаграждением за свой труд по перечислению денег. И если бы граждане знали, что теряют в душных помещениях почтовых отделений не только время, но и деньги, многие бы наверняка отказались от этой «медвежьей» услуги и заплатили бы комиссию тому банку, где есть кондиционер и нет очереди. Да и у почтовиков, глядишь, освободилось бы окошко-другое - для оказания населению сугубо почтовых услуг на высоком уровне. А то чем только не занимаются! И  шампунями, и сотовыми телефонами торгуют, и даже кредиты выдают! Остается только удивляться, что некоторые письма и посылки каким-то чудом все же доходят до адресатов.    

 

Татарстанские антимонопольщики пришли к выводу, что заключение «сепаратного» договора между ФГУП «Почта России» и ООО «Управляющая компания «Спектр» на оказание услуг по приему платежей у населения привело к ущемлению интересов жильцов. Нарушением является и сам факт засекречивания информации об этом договоре и сумме вознаграждения почтовиков за якобы бесплатную услугу. Кроме того, ситуация, когда граждан практически обманом заманивают на почту, ограничивает конкуренцию на рынке реализации услуг по приему платежей за услуги ЖКХ. Дескать, назвался клиентом УК «Спектр» - плати на почте, а пойдешь «налево», заплатишь двойные комиссионные.  

 

 

В  итоге комиссия УФАС по РТ признала ФГУП «Почта России» и ООО «Управляющая компания «Спектр» нарушившими пункты 1 и 8 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» и 15 июня за допущенное нарушение оштрафовала на 693 тысячи рублей и на 100 тысяч рублей соответственно. Правда, решение УФАС пока не вступило в законную силу, и обе стороны намерены его обжаловать.

 

- Мы коммерческая организация и не работаем бесплатно, - прокомментировала ситуацию специалист по связям с общественностью Управления ФПС «Татарстан Почтасы» (республиканского подразделения «Почты России») Альфия Гараева. - Но с нашей стороны нет никаких нарушений. Договор по оказанию услуги  по перечислению денежных средств заключен официально. Причем не только с УК «Спектр», но и с другими управляющими компаниями. Списки этих организаций с указанием процентов от суммы платежа, предусмотренных договором, висят во всех наших почтовых отделениях на видных местах.

 

Не считает себя виноватым и «Спектр». По словам руководителя УК Владимира Шишкина, закон о конкуренции компания не нарушает, поскольку заключила подобные договоры не только с почтой, но и  с пятью популярными в народе банками, о чем жильцам сообщается на официальном сайте УК - в разделе «информация для населения». Так что они могут сами выбрать, куда им пойти оплачивать счета и, соответственно,  кому отдать комиссионные.

 

- Банков теперь в стране очень много, и мы не можем заключить договоры со всеми, - говорит Шишкин. - Но если наши клиенты заплатили в других организациях, принимающих коммунальные платежи, то мы обязательно делаем перерасчет. У нас все по закону и мы будем доказывать свою правоту. Иначе нашим жильцам придется скинуться еще и на штраф. Ведь у компании нет собственных средств, а в управлении у нас - всего два многоквартирных дома.