Главная мечта россиян - достаток и возможность тратить деньги «не считая копейки». Об этом заявили 40% участников опроса «О чем мечтают россияне», проведенного Институтом социологии РАН. Социологи утверждают: в РФ активно идет процесс формирования общества потребления.

В социологическом исследовании «русской мечты» приняло участие 1,75 тыс. граждан РФ от 16 до 55 лет, представляющих все основные социально-профессиональные группы и все регионы. Опрос показал, что 39% населения, поймав золотую рыбку, попросили бы ее обеспечить их достаток. При этом в своих желаниях граждане скромны - они не жаждут несметного богатства в виде яхт и шикарных автомобилей и согласны просто уйти от бедности.

 

Согласно результатам опроса, россияне однозначно стали жить лучше: например, мобильным телефоном сегодня владеют уже 85% опрошенных (в 2003 году - 25%); компьютером - 72% (в 2003 году - 22%). Улучшаются и собственные оценки материального положения - в 2003 году как «хорошее» его характеризовали 9% граждан, а в 2012-м - уже 21%. Питание назвали «хорошим» 27% опрошенных в 2003-м и 46% - в 2012 году. Одежду - 15% и 33% соответственно. На одного опрошенного сегодня приходится 21,1 кв. м общей площади, что на 3,6 кв. м больше, чем в 2003-м. Половина опрошенных проживают в отдельных квартирах с двумя и более комнатами, а 23% занимают отдельные дома и коттеджи. Однако весь этот рост благосостояния не приводит ни к появлению запаса прочности (лишь 11% имеют сбережения, достаточные, чтобы семья могла прожить на них не менее года), ни к появлению новых жизненных перспектив. Причина этого, по мнению социологов, - неравномерность роста уровня жизни. Обеспеченные россияне и больше мечтают, и чаще реализуют свои желания, а положение неблагополучных слоев консервируется или даже ухудшается. При этом граждане спокойно относятся к большинству социальных неравенств - за исключением неравенства в доступе к качественной медицине: то, что богатый человек может, по сути, купить себе здоровье, опрошенные считают несправедливым.

 

Социологи отмечают, что материальный рост не дает россиянам уверенности в своих силах: как и десятилетие назад, они думают, что от них самих мало что зависит - в отличие от нужных связей и везения. В свалившейся с неба удаче узнают свою мечту примерно четверть опрошенных. 40% женщин представляют себя в образе Золушки, мужчинам ближе образ Емели из сказки «По щучьему велению».

 

«КоммерсантЪ»