Расследование дела о крушении дизель-электрохода «Булгария», длившееся почти год, наконец завершено. Но не факт, что обвиняемые скоро окажутся на скамье подсудимых. Ведь они только что приступили к обязательной процессуальной процедуре - ознакомлению с материалами дела в 90 томах. Поскольку закон не ограничивает их во времени, эта процедура может идти дольше, чем само следствие.

Кому статья, а кому - три

 

Напомним, двухпалубный туристический дизель-электроход «Булгария», который выполнял рейс «Казань - Болгар - Казань», затонул 10 июля прошлого года во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Камско-Устьинском районе Татарстана. Из 208 человек, находившихся на борту, погибли 122. Выяснилось, что техническое состояние судна, построенного еще в 1955 году, было, мягко говоря, неудовлетворительным. И все об этом знали, за исключением пассажиров. По факту трагедии было возбуждено уголовное дело, основными фигурантами которого стали пять человек.

 

По словам помощника руководителя СУ СК РФ по РТ Андрея Шептицкого, им предъявлены следующие обвинения. Светлане Инякиной - директору компании «Аргоречтур», которая являлась субарендатором «Булгарии», инкриминируется 238-я статья УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. А также 263-я статья УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта), предусматривающая до семи лет лишения свободы, и 143-я (нарушение правил охраны труда) - до трех лет лишения свободы. Старшему эксперту Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Якову Ивашову, который, по данным следствия, подписал акт о готовности «Булгарии» к эксплуатации, также вменяется 238-я статья УК РФ. Кроме того, Ивашову предъявлено обвинение еще и по 285-й статье УК РФ - (злоупотребление должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности), по которой можно сесть на четыре года.

 

Старшему помощнику капитана теплохода Рамилю Хаметову инкриминируется только 263-я статья УК РФ. А начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Иреку Тимергазееву и его подчиненному, главному госинспектору Владиславу Семенову - 285-я статья УК. Под арестом находятся все обвиняемые, кроме Хаметова, которому была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

 

Мертвых не судят

 

Фигурантов в деле «Булгарии» могло быть и больше. Пока шло следствие, умер один из главных свидетелей по делу и вероятный обвиняемый - замначальника отдела Волжского управления Госморречнадзора Александр Храмов. Вскоре после того, как чиновник дал первые показания, он застрелился…

 

Не предстанет перед судом и погибший при кораблекрушении капитан «Булгарии» Александр Островский, который, как выяснилось в ходе следствия, тоже виноват в трагедии. Зная о неудовлетворительном состоянии судна, он все-таки вышел в рейс, рискуя жизнью пассажиров. Полученное штормовое предупреждение также не остановило капитана - вместо того чтобы переждать грозу в Болгаре, он поспешил вернуться в Казань. Незадраенные иллюминаторы в трюме, которых водолазы насчитали аж 38, - тоже недосмотр капитана. Наконец, эксперты поставили капитану «Булгарии» в вину «несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном».

 

Впрочем, по мнению начальника Приволжского регионального отделения МЧС РФ Игоря Паньшина, озвученному на очередной пресс-конференции по «Булгарии», Александр Островский полностью искупил свою вину: он до последней секунды пытался спасти теплоход и погиб на своем посту.

 

- Вероятно, он знал, что судно тонет, отклонился от курса и шел на мель, до которой недотянул 40 метров. Скорость была включена на полную мощность, - сообщил Паньшин журналистам, добавив, что если бы судно удалось довести до мели, то жертв было бы гораздо меньше.

 

Капитанская точка

 

Зато за свои действия пришлось ответить капитанам двух других судов, которые в тот злополучный день оказались в непосредственной близости от места крушения «Булгарии», но по тем или иным причинам проследовали мимо. Обоим предъявили обвинение по 270-й статье УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие), предусматривающей наказание в виде лишения свободы до 2 лет. В декабре прошлого года Камско-Устьинский районный суд приговорил капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина к штрафу в 130 тысяч рублей. А в феврале этого года Московский райсуд Казани назначил капитану буксира «Дунайский-66» Александру Егорову штраф в 190 тысяч рублей.

 

А вот Роман Лизалин - капитан туристического теплохода «Арабелла», принявшего на борт тонущих людей с «Булгарии», был награжден указом Президента РФ орденом Мужества. Еще десять членов экипажа «Арабеллы», в том числе одна женщина, получили медали «За спасение погибавших».