Авария в Балтасинском районе, в которой пострадали 6 выпускников, возвращавшихся на школьном «уазике» с пункта сдачи ЕГЭ в родную деревню Смаиль, разбередила больную тему оптимизации сельских школ. Возможно, дети, которые вынуждены ездить по разбитым дорогам из деревень в райцентры и обратно, получают более качественное образование, но с постоянным риском для жизни.


ДТП с выпускниками произошло 28 мая, в день сдачи первых ЕГЭ по информатике, истории и биологии. После экзамена детей погрузили в школьный «уазик» и повезли домой. А дальше, как следует из гаишной сводки, на 99 километре автодороги Казань - Малмыж лихой водитель вазовской «десятки» пересек сплошную линию разметки и пошел на обгон автомобиля «Газель». В это же время «УАЗ» со школьниками, ехавший впереди «газельки», не нарушая правила дорожного движения, выполнял левый поворот. Водитель «десятки» влетел  в «УАЗ», от удара «буханка» развернулась и опрокинулась на бок.


По информации ГИБДД, всего в аварии пострадали 9 человек: водители обоих автомобилей и пассажиры «УАЗа», в числе которых шесть выпускников, а также учительница, сопровождавшая детей. Если дети и педагог «отделались» ушибами и рваными ранами, то водитель «УАЗа» получил более серьезные травмы - ему предстоит операция на ключице.


- Детей сразу же направили в больницу, чтобы убедится в том, что их жизни ничего не угрожает, - рассказал Интертат.ру директор Смаильской средней школы Ришат Набиев. - Но вскоре отпустили. Слава богу, все целы, просто сильно перепугались.


Директор корит себя за то, что не смог предотвратить ЧП и готов к тому, что сейчас на него посыпятся обвинения - ведь он отправил детей не на специализированном желтом автобусе, который школе выделили в прошлом году, а на стареньком «УАЗе». По словам Набиева, нарушить инструкцию его заставили обстоятельства.


- У нас возникли проблемы со школьным автобусом - в то же время ему нужно было отвезти других детей на другое мероприятие. Поэтому выпускников на ЕГЭ в Балтаси повезли на нашем 11-местном «уазике». Используя лишь один автобус, везде не успеть.  


По мнению Набиева, с такими дорогами, какие в районах Татарстана, а также в связи с постоянной необходимостью возить сельских школьников туда-сюда,  ДТП с  участием школьных автобусов неизбежны.


- Образовательный процесс в районах Татарстана связан с постоянными перемещениями: детей возят в школы, расположенные в соседних селах, а также на олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования… Когда отправляем своих учеников куда-либо, всегда переживаем, как они доедут. Ведь состояние сельских дорог оставляет желать лучшего…
В Минобрнауки РТ тем временем утверждают, что открыть пункт приема ЕГЭ в каждой школе Татарстана невозможно: есть норматив, разработанный федеральным центром, позволяющий открывать пункты при наличии определенного количества  выпускников.


- В Татарстане ППЭ организованы во всех районных центрах, и в каждом из них - сдают экзамены по 100-150 человек, -  сообщила начальник отдела организации ЕГЭ Минобрнауки РТ Лилия Амирова. - Чаще всего бывает так, что в одной деревне определенный ЕГЭ изъявили желание сдавать 5 выпускников, в соседней - 3, и так далее. Поэтому их всех везут районный центр. В крайнем случае, если путь до райцентра не близкий (в среднем это 40 километров), создаются «кустовые» пункты. Схемы перевозки детей во время проведения ЕГЭ согласованы с ГИБДД, их должны возить на сертифицированных школьных автобусах в сопровождении педагога. Ошибка директора в том, что он отправил детей на другом транспорте.


Однако школьные автобусы - это не бронированная техника, и их использование проблему не решает. В качестве примера - громкое ДТП, произошедшее в Рыбнослободском районе в декабре прошлого года: желтый автобус тогда столкнулся со снегоуборочной машиной, в результате чего пострадали 8 детей. Власти республики тогда признали факт, что количество ДПТ с участием школьных автобусов растет, и это связано с увеличением их количества. А расширение парка А это, в свою очередь, связано с повсеместным закрытием малокомплектных школ.  


Венера БЕЛЯЕВА