Новую навигацию татарстанский речной флот открывает со старыми проблемами: имеющиеся суда изношены, новые не по карману, а спрос на водные путешествия не так велик, как хотелось бы - сказывается недавняя трагедия с «Булгарией». Цены на речные перевозки пока удается удерживать на уровне прошлого года, но если подорожает топливо - вырастут и они. И все же, несмотря на сложности, усугубленные ужесточением контроля за судоходством, количество рейсов речники уменьшать не собираются.

В рейс идут одни «старики»

 

- С этого года мы работаем в иных условиях, - заявил журналистам глава Минтранса РТ Ленар Сафин. - Мною был подписан приказ о создании межведомственной комиссии, которая будет отвечать за контроль в сфере судоходства. В первую очередь мы займемся проверкой пассажирских судов, готовящихся выйти в регулярные рейсы и на туристические маршруты. Проверяем всё - техническое состояние, документы, бортовой журнал, наличие спасательных средств. В случае несоответствия каким-либо нормам выход в рейс судну запретят независимо от того, к нашему или чужому порту оно приписано. Теперь мы работаем со всеми перевозчиками только на основе договоров и при наличии пакета разрешительных документов. Ни одно судно без них не сможет войти в порт столицы Татарстана.

 

В министерстве понимают, что непопулярные меры создадут дополнительные сложности для развития речного туризма, и без того переживающего не лучшие времена. Но слишком жестоким оказался прошлогодний урок «Булгарии», поэтому сейчас все силы брошены на то, чтобы не допустить повторения подобных трагедий. Тем более что главная проблема у флота остается все та же - износ судов.

 

Сейчас на балансе «Татфлота» находится 72 самоходных грузовых и пассажирских судна. Основная нагрузка по перевозке дачников и туристов лежит на стареньких «омиках» 70-х годов постройки. Есть два «метеора» и столько же «восходов», однако этого недостаточно. Примечательно, что республика вполне может сама себя обеспечить новой техникой: в сентябре прошлого года в Сочи с помпой презентовали новое детище Зеленодольского завода имени А.М. Горького - быстроходное современное судно «А-45» вместимостью 150 человек, которое сейчас используют на Ладожском озере. Только вот татарстанским речникам покупка чудо-катеров стоимостью более 100 миллионов рублей не по карману, без субсидий от государства тут не обойтись.

 

- Возможно, к 2013 году закупим три-четыре новых судна. Пока, правда, не решили, чьего производства, - говорит Ленар Сафин. - Тут мы рассчитываем на поддержку федерального центра. Без государства речной флот нам не поднять с колен. Да и речной порт в этом году ждет большой ремонт, многое нужно привести в порядок. Ведь во время Универсиады тут будут плавучие гостиницы, где разместятся гости.

 

Нас мало, но мы в тельняшках!

 

По статистике, в 2009 году речным транспортом в Татарстане воспользовалось 915 тысяч пассажиров, в 2010-м - 800 тысяч. В 2011 году из-за печальных событий пассажирский поток на экскурсионных и туристических рейсах упал на 35 процентов. И все же общее число перевезенных людей приблизилось к отметке в 700 тысяч. Каким будет уровень спроса на речные путешествия в этом сезоне, никто прогнозировать не берется.

 

Мы обзвонили несколько речных компаний, занимающихся речными круизами, и везде «Интертат.ру» сообщили, что продажи речных путешествий по сравнению с прошлым годом немного упали.

 

- У Татарстана в этом году осталось только два круизных теплохода, - говорит Екатерина Барабанова, начальник отдела государственного регулирования и организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ. - Арендованный одной татарстанской фирмой трехпалубный прогулочный теплоход 1953 года выпуска «Фредерик Жолио-Кюри» во время проведения капитального ремонта в затоне судоремонтного завода Перми сгорел. Арендованная «Булгария» утонула. Героическую «Арабеллу» продали холдингу «Ак Барс»… Туристические компании вынуждены продавать путевки на проходящие мимо Казани суда. Их около 20, и это вполне может удовлетворить спрос наших жителей.

 

С того момента, как в Булгарах и Свияжске пристань сможет принимать большие теплоходы, думаю, желающих пойти в круиз будет гораздо больше. А пока до Булгар по-прежнему из Казани будут ходить суда типа «метеор», а до Свияжска - «омики». Причем в том же объеме, как и в прошлом году.

 

Олег ПЛАТОНОВ

 

Между тем

 

С 5 мая будет открыто автобусное сообщение по маршруту Казань - остров-град Свияжск. По словам Николая Стукалова, заместителя министра транспорта РТ, автобус будет отправляться с автовокзала «Южный» по субботам и воскресеньям. Время отправления из Казани - 8.30, из Свияжска - в 15.00. Маршрут проходит через ул. Роторную, Кольцо (площадь Тукая), железнодорожный вокзал (магазин «Столичный»), Горьковское шоссе, поселок Залесный. Время в пути - полтора часа. Стоимость проезда 100 рублей.