С 1 июля в Татарстане начнут взимать плату с водителей за эвакуацию их автомобилей, а также за первый день пребывания пленных «железных коней» на штрафстоянке. Соответствующий закон принял Госсовет РТ. Учитывая, что с 1 июля еще и штраф за неправильную парковку повысится до полутора тысяч, автомобилистам лучше ездить вообще без остановок.

Новый старый сервис

 

Поправки в закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение», который приняли татарстанские депутаты 26 апреля, - вовсе не ноу-хау, а скорее повторение пройденного. Брать деньги за принудительную эвакуацию автомобиля на штрафстоянку и последующее пребывание на ней начали в России еще в 2003 году (процедура применяется, если водитель нетрезв, без документов, если технические неисправности машины угрожают безопасности дорожного движения или если автомобиль неправильно припаркован). В Казани эвакуация железного коня обходилась в 700 рублей, а за первые сутки его нахождения там владелец должен был заплатить еще 1,5 тысячи.

 

Но в 2009 году вышло постановление Правительства РФ, запрещающее взимать плату за эвакуацию и первые сутки штрафного простоя авто. Автолюбители возрадовались, а вот ГИБДД начало протестовать. В частности, татарстанские гаишники неоднократно заявляли, что бесплатная для водителей эвакуация обходится им в копеечку.

 

Протесты были услышаны, и в прошлом году Госдума РФ разрешила парламентам регионов самостоятельно определять - как и на каких условиях эвакуировать машины нарушителей. Этой возможностью и воспользовался татарстанский Госсовет, решив, что провинившиеся водители сами должны оплачивать хлопоты, которые они доставляют гаишникам. Стоимость «услуг» пока не определена, ее в ближайшее время установит Госкомитет РТ по тарифам. Напомним, что сегодня час пребывания автомобиля на спецстоянке по истечении первых суток обходится хозяину в 92 рубля 49 копеек.

 

Любишь кататься - учись парковаться

 

В УГИБДД РТ «эвакуационные» новости нам комментировать отказались, предложив дождаться обещанной главой управления Рифкатом Миннихановым пресс-конференции по поводу грядущих в июле изменений. При этом поделились статистикой: за четыре месяца по республике за различные нарушения на штрафстоянку были отправлены 12057 машин, из них 2672 - в Казани.

 

Между тем столичные власти с явным нетерпением ждут июля, когда с помощью высоких штрафов, возможно, удастся хоть как-то дисциплинировать водителей.

 

- В Европе человек, приобретая машину, понимает, что ему придется включить в стоимость эксплуатации расходы на недешевую парковку и высокие штрафы в случае нарушения ПДД. У нас же люди, покупая автомобиль, похоже, вообще ни о чем не задумываются, - считает первый зам. руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин. - Водители, несмотря на то, что сами мучаются в пробках, возмущаются по поводу каждого знака, запрещающего оставлять машину у обочины. А количество личного транспорта с каждым годом растет…

 

Как известно, администрация столицы Татарстана надеется решить проблему с парковками к Универсиаде - их должно появиться множество, в общей сложности на 26 тысяч мест. Однако пока казанские автомобилисты неохотно оставляют машины на уже действующих парковках - они либо неудобно расположены, либо цены кусаются.

 

Пряник лучше, чем кнут?

 

В свою очередь представитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин уверен, что введение платы за эвакуацию усилит коррупционную составляющую в ГИБДД.

 

- Наверное, неспроста плату отменили в 2009 году? - рассуждает общественник. - Тогда было много жалоб со стороны водителей, что гаишники необоснованно применяют эту меру. Получается, что сейчас мы делаем шаг назад, и ничего хорошего от этого ждать не приходится. Теперь водитель независимо от того, прав он или виноват, вынужден будет платить, чтобы вернуть свое авто. Конечно, всегда можно доказать через суд незаконность задержания машины, но многие пренебрегут этой возможностью, дабы сохранить время и нервы.

 

Казанских чиновников Хайруллин призывает использовать в качестве воспитательной меры не кнут, а пряник:

 

- Я не оправдываю тех, кто ставит машины у крыльца магазина или посреди тротуара. Но есть масса автолюбителей, которые согласны платить за парковку при условии, что там будут приемлемые цены, а не 50 рублей в час. Мы, конечно, третья столица России, но по доходам населения сильно уступаем первой. Поэтому владельцам нужно окупать стоянки не запредельными тарифами, а количеством автомобилей. Другой момент - у нас очень мало информации о парковках даже в центре города. Я сам, к примеру, бесплатно оставляю машину на стоянке в ТЦ «Кольцо» - там полно места. Почему бы рядом с фиксирующей нарушения камерой не поставить предупреждающий знак, что вас снимают, а под ним - указатель, где можно оставить авто, не нарушая ПДД?

 

Олег ПЛАТОНОВ