Передел на рынке хадж-услуг начинается в Татарстане. Пока новые организаторы туров в Мекку и Медину выясняют отношения со старыми, потенциальные паломники беспокоятся, что в этом году они вовсе не смогут отправиться в хадж.

На этой неделе Илдус Файзов собрал журналистов, чтобы сообщить о своем новом шаге на пути избавления от «тяжелого наследия» экс-муфтия Гусмана Исхакова. Чтобы демонополизировать татарстанский рынок хадж-услуг и ослабить позиции детища своего предшественника - паломнического центра «Идель хадж», Файзов создал альтернативную структуру с незамысловатым названием «ДУМ РТ хадж». По его словам, новая компания будет продавать путевки в Мекку и Медину в среднем за 100 тысяч рублей, а не за 130 - 150, как делал в прошлом году «Идель хадж».

 

Не корысти ради…

 

Желая предостеречь журналистов от поспешного вывода, что эти действия - банальная замена чужой монополии на свою, Илдус Файзов заявил, что оператор «ДУМ РТ хадж» не будет заинтересован в извлечении прибыли от продажи путевок, его цель - сделать хадж доступным и воспитать у татарстанцев культуру паломничества.

 

- Когда я встречаю дагестанца, который рассказывает о своей восьмой поездке в Мекку, становится обидно: почему наши прихожане так не могут? Дорого! - сетует пресс-секретарь муфтия Ришат Хамидуллин, который вместе с Файзовым общался с журналистами.

 

По мнению Хамидуллина, бывший муфтий Татарстана Гусман Исхаков, создав «Идель хадж», «организовал на паломничестве бизнес». Эта фирма «манипулировала чувствами верующих»: в рекламе указывались привлекательные цены, а на деле выяснялось, что дешевых путевок не более 20 и они все уже раскуплены. Остальным желающим совершить паломничество приходилось покупать путевки по 130 - 150 тысяч рублей.

 

Как сообщил новый муфтий, «ДУМ РТ хадж» станет оператором, через которого будет распределяться квота на паломничество в Мекку и Медину (в этом году Татарстану выделено 2000 мест). Таким образом, центр «Идель хадж», являвшийся последние 10 лет единым хадж-оператором по РТ, «понижен» до уровня агента. Наравне с этой компанией в подчинении у «ДУМ РТ хадж» в качестве турагентов будут работать 45 районных мухтасибатов (структур ДУМ РТ). Кроме того, «рассматриваются заявления некоторых фирм, которые обращаются с предложениями о сотрудничестве».

 

Илдус Файзов подчеркнул, что никаких надбавок на путевки агенты устанавливать не вправе, их участие в процессе ограничивается помощью в составлении списков паломников.

 

Хотели как лучше, получится как всегда?

 

Между тем генеральный директор межрегионального паломнического центра «Идель хадж» Аяз Мингалеев заявил «Интертат. ру», что многое, сказанное на пресс-конференции о его компании, не соответствует действительности.

 

- Цена тура у нас в прошлом году была совершенной иной. Большую часть путевок по нашей квоте - 70% из 1200 мест - мы продали по адекватной цене: 300 - за 81 тысячу рублей, 400 - за 90 тысяч. И в ДУМ РТ об этом прекрасно знают, - утверждает Аяз Мингалеев. - При этом у нас были путевки и за 150 тысяч, и даже за 300 тысяч, но в этом случае люди платили за повышенный комфорт.

 

По словам Мингалеева, намерение ДУМ РТ провести демонополизацию этого рынка - правильное. Но то, каким образом это планируется сделать, вызывает сомнения.

 

- Согласно российскому законодательству туроператоры должны выбираться по целому ряду критериев, где учитывается качество работы, опыт… В данном же случае критерий один - административный ресурс. «Понизить» кого-то с оператора до агента может только Ростуризм, а ДУМ РТ не имеет права решать такие вопросы, - считает Мингалеев.

 

По словам гендиректора «Идель хаджа», принцип будущей работы нового оператора с агентами еще не определен.

 

- Если в ДУМ РТ правильно понимают слово «турагент», это означает, что мы должны будем собирать паломников и приводить их к ним, - рассуждает Мингалеев. - Но я думаю, такое взаимодействие вряд ли возможно. Получается, люди приходят к нам, доверяя организацию своего хаджа компании с 10-летним опытом, а мы «сдаем» их новичкам, которые только начинают работу в этой сфере. Насколько мне известно, человек, назначенный директором нового оператора, сам ни разу не был в хадже и даже не знает арабского. Логичнее, если сотрудничество будет построено на принципах аутсорсинга, когда мы будем принимать их паломников и отправлять их в хадж. Пока остаются все эти неясности, мы вынуждены заключать с клиентами лишь предварительные договоры, хотя желающие отправиться в хадж в этом году сейчас буквально штурмуют наш офис. Надеюсь, что в итоге консенсус все-таки будет найден. Самое главное, чтобы после всех этих изменений республику, которая является в России авторитетом в области организации хаджа (недаром Ростуризм доверил нам разработку стандартов обслуживания паломников), не отбросило на несколько лет назад.

 

Венера БЕЛЯЕВА