Татарстанские чиновники, которые до недавнего времени ездили перенимать опыт в динамично развивающийся Сингапур, открыли для себя новые точки на планете, до которых дорога тоже неблизкая. На днях делегация в составе руководителей Минтранса РТ, муниципалитетов и транспортных предприятий вернулась из Бразилии и Колумбии - туда ездили за опытом в сфере пассажирских перевозок. Как выяснилось, большинство инноваций, которые применяются в этих экзотических странах, в Казани и многих других городах республики вряд ли приживутся. Но по мелочам кое-что можно перенести и на нашу почву.

 

Теплые и зеленые

 

По поводу возвращения нашей делегации из экзотических стран в кабмине сегодня собрали брифинг. По глазам участников было заметно, что они всё еще под впечатлением от увиденного. Гендиректор казанского МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов честно признался, что прежде всего ему «понравились сами страны - теплые, красивые, зеленые, чистые. Приятно просто находиться на улице». А уж во вторую очередь запомнилась организация пассажирских перевозок.

 

Мэр Челнов Василь Шайхразиев отыскал в далеком путешествии еще один положительный момент:

 

- Несколько дней такое количество руководителей муниципального и республиканского уровня провели вместе. За это время мы смогли обсудить многие проблемы.

 

Журналисты после этой фразы заулыбались, кто-то съехидничал, что можно было найти место для встреч и поближе. Мэра Челнов спросили, на какие средства состоялась поездка.

 

- В бюджете закладываются расходы на рабочие поездки по изучению опыта. Естественно, по минимальным тарифам. Если вместо эконом-класса кто-то хочет лететь бизнес-классом, то разницу в стоимости билетов придется выложить из собственного кармана. В общей сложности мы преодолели более 30 тысяч километров, а в воздухе в этой командировке находились около 45 часов.

 

Здесь вам не Рио-де-Жанейро

 

Если без ехидства, то Колумбия и Бразилия сегодня действительно являются ведущими странами в плане организации работы общественного транспорта в мегаполисах, и учиться к ним едут со всего мира. Татарстанцам о таком уровне развития транспорта остается пока только мечтать. Судите сами: автобусные полосы полностью изолированы от индивидуального автотранспорта, некоторые экспресс-линии оборудованы системой умных светофоров, которые при приближении автобуса включают зеленый свет, в результате общественный транспорт передвигается гораздо быстрее частных машин и им пользуются около 75% населения мегаполисов. Остановки больше похожи на станции метро с отдельными павильонами, пройти на них можно, только предварительно оплатив стоимость поездки через турникет. Расплачиваются все только с помощью магнитных карт. Остановочная платформа выполнена вровень с полом автобуса - никаких дополнительных препятствий, осложняющих жизнь инвалидам и мамам с колясками. Правда, все эти удовольствия не дешевые. Строительство и содержание 1 километра автобусной выделенной линии со всей инфраструктурой обходятся государству в 9 миллионов евро.

 

Мэр Челнов Василь Шайхразиев считает, что в России подобную сказку не удастся сделать былью прежде всего из-за суровых погодных условий.

 

- Учитывая, что автобусные полосы у них отгорожены где-то заборами, где-то высокими бордюрами, мы не сможем зимой эффективно убирать снег и бороться с гололедом на подобной трассе. У нас общественный транспорт просто встанет в пробках. Но систему транспортных карт, переключение светофоров, контроль со стороны полиции за тем, чтобы автобусные полосы не загромождались, - всё это при наличии политической воли и подкреплении финансовыми средствами мы можем перенести в Татарстан.

 

Проездной на час

 

Если в Колумбии ездят длинные автобусы, то в столице Татарстана, как сообщили на брифинге, к концу года должны появиться трехсекционные высокоскоростные трамваи. Они пойдут от проспекта Победы по Ямашева через Серова и Кировскую дамбу до железнодорожного вокзала. Таким образом через весь город можно будет проехать за 1 час 20 минут.

 

Асфан Галявов заявил, что его МУП совместно с МВД и МЧС разрабатывают систему видеонаблюдения для этих трамваев. Камеры будут установлены и на остановочных платформах, и в салонах, и на самом транспортном средстве в виде видеорегистратора.

 

В свою очередь первый зам. руководителя исполкома Казани по экономике, транспорту, земельным и имущественным вопросам Рустам Нигматуллин сообщил «Интертат.ру», что к Универсиаде, после того как начнется движение скоростного трамвая, откроются новые станции метро, схема движения общественного транспорта будет изменена. А затем в столице Татарстана, возможно, будет опробована повременная система оплаты проезда. Пассажир будет покупать билет на определенное количество времени и делать за это время то количество пересадок, какое пожелает, а не платить, как сейчас, в каждом автобусе заново.

 

- Внедрить почасовой билет не так просто, как кажется, - говорит Нигматуллин. - Это надо увязать с тарифами, с маршрутной сетью. Мы сейчас обдумываем схему, которая была бы удобна и перевозчикам, и пассажирам.

 

Также Нигматуллин рассказал, что в ближайшее время в Казани начнут появляться стеклянные остановочные павильоны.

 

- До кризиса мы договорились с одной фирмой, что она установит по городу 400 таких павильонов. Однако из-за известных обстоятельств тогда это сделать не удалось. Теперь планируем разместить их по городу к Универсиаде.

 

Олег ПЛАТОНОВ