Солистка театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Альбина Шагимуратова стала обладателем «Золотой маски» - главной театральной премии России. Она обошла девять конкуренток в одной из самых сложных номинаций - «Лучшая женская роль». Жюри по достоинству оценило ее партию Лючии в опере «Лючия ди Ляммермур», а ведь триумф мог и не состояться - поначалу Альбина отказалась участвовать в фестивале.


Дело в том, что Шагимуратова хоть и состоит в штате казанского оперного, по факту является свободной певицей. Талант ее настолько востребован, что график выступления составлен до 2016 года. К примеру, после спектакля в Казани, который прошел 22 апреля, она отправилась в Сан-Франциско, чтобы дебютировать в партии Джильды в «Риголетто» Верди и Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта.


- Когда мне позвонили из казанского театра и попросили выступить на «Золотой маске», я ответила отказом, - говорит Альбина. - Дата премьеры в Большом театре в рамках фестиваля - 2 апреля, а мне 3 апреля предстояло выступать в Вене. В итоге пришлось нарушить венский контракт...


По признанию Шагимуратовой, вручение премии оказалось для нее полной неожиданностью. Она ни на что не рассчитывала, не пыталась кому-то что-то доказать - просто вышла к публике и спела. При этом за дверями Большого театра толпилось около 500 человек, которые так и не смогли достать билетов или лишней контрамарки на «Лючию». В итоге в своей номинации Альбина стала самой молодой победительницей за всю историю премии.


- Я долго шла к этой роли. Стиль бельканто - очень сложный в исполнении, сейчас им практически никто не владеет. Я полтора года осваивала его, прослушала огромное количество записей. Специально летала на месяц в Нью-Йорк, чтобы заниматься с великой оперной певицей Ренатой Скотто. Она в свое время исполняла партию Лючии и даже дала мне свою запись, которую подпольно сделала во время дебюта на сцене Большого театра. Это было в 1963 году, когда Рената с гастролями театра «Ла Скала» приехала в Москву. Ее уроки - огромная удача для меня. По словам Ренаты, уже давно никто не пел Лючию по-настоящему, как старые мастера. Она всегда говорила: «Если не владеешь голосом и у тебя нет верхних нот, значит, ты не одолеешь эту партию». Я очень рада, что мне удалось покорить именно эту вершину в репертуаре. Кстати, во время работы с режиссером Михаилом Панджавидзе я не во всем была с ним согласна, и в знаменитой 17-минутной сцене сумасшествия главной героини делала кое-что свое. Если бы я выполняла все эти акробатические трюки, о которых меня просил режиссер, то не спела бы на качественном вокальном уровне!


Сегодня Альбину ждут на ведущих площадках мира: «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Метрополитен опера»… Певица даже отклонила предложение Большого театра сыграть в ноябре Виолетту в «Травиате» - слишком поздно московское руководство обратилось к ней с этой просьбой.


Что интересно, Шагимуратова уверяет, что на Западе начинает набирать популярность татарская песня.


- Меня часто зовут выступать в различных культурных центрах. Так вот, песня «Тала-тала» идет везде на ура. Представьте, эти улыбчивые американцы, слыша ее, плачут от восторга! Рада, что я, татарка, вырвалась на мировой уровень. Главное - быть настоящей и не заболеть звездной болезнью. А это, поверьте, очень нелегко.


Олег ПЛАТОНОВ


Знай наших!


За 18 лет существования театральной премии «Золотая маска» татарстанцы получали ее пять раз:


1996 год - за лучший драматический спектакль «Буря» в постановке Молодежного театра Казани (ныне русский ТЮЗ).


1999 год - «За поддержку театрального искусства России» был удостоен первый Президент РТ Минтимер Шаймиев.


2001 год - «За честь и достоинство» специальным призом был награжден режиссер Марсель Салимжанов.


2008 год - в номинации «Лучшая мужская роль в опере» победил Ахмед Агади, сыгравший роль Тукая в опере «Любовь поэта» в постановке Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.


2012 год - в номинации «Лучшая женская роль в опере» победила Альбина Шагимуратова, исполнившая партию Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти.