Очередную «пляску на костях» готовится устроить ведущий скандального ток-шоу на Первом Андрей Малахов по поводу несчастного случая в набережно-челнинской коррекционной школе. И не он один. Еще до того, как мальчика, умершего вечером 12 апреля от инфаркта мозга, успели похоронить, «очевидцы и участники трагического события» получили приглашения на съемки аж от трех федеральных каналов. Шутка ли? Училка прямо на уроке убила ученика, да еще инвалида!

 

Окончательный диагноз

 

ЧП в челнинской коррекционной школе восьмого вида (для детей с отклонениями в умственном развитии) произошло 6 апреля. Восьмилетнего второклассника Ильшата Гиниятуллина в бессознательном состоянии увезли на «скорой» в реанимацию с урока ритмики. Учительница Татьяна Матвеева не стала скрывать, что мальчик, страдающий синдромом Дауна, упал и потерял сознание после того, как она попыталась разнять расшалившихся на уроке детей и применила для этого силу. Медики заподозрили у ребенка черепно-мозговую травму и повреждение шейных позвонков. Полицейские возбудили уголовное дело по статье «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».

 

13 апреля, после того как накануне вечером Ильшат не приходя в сознание скончался в реанимации Челнинской БСМП, дело передали на расследование в Следственный комитет. В тот же день были обнародованы предварительные результаты судебно-медицинской экспертизы: причиной смерти мальчика стал инфаркт головного мозга на фоне тромбоза сосудов. При этом травматических повреждений черепа, головного мозга и позвоночника у ребенка не обнаружено.

 

 

 

 

Как удалось выяснить «Интертат.ру», при жизни восьмилетний Ильшат Гиниятуллин кроме «синдрома Дауна» имел еще несколько серьезных диагнозов - у мальчика были проблемы с системой кровообращения, в детстве он перенес операцию на сердце. Тем не менее медики не хотят сейчас обсуждать эту тему с журналистами. Родители мальчика сами написали заявление на имя главврача Челнинской БСМП, чтобы он не делился с прессой информацией о состоянии здоровья их ребенка - им это неприятно.

 

Тем временем пресса уже сама поставила все «диагнозы». «Учительница сломала спину ребенку-дауну», «Избитый учительницей ребенок-инвалид скончался от травм»… После таких заголовков в СМИ педагог коррекционной школы № 68 Татьяна Матвеева сама взяла бюллетень.

Хотела как лучше…

Пока следственные органы с помощью судебных медиков разбираются, мог ли все-таки инцидент в классе вызвать инфаркт мозга, от которого скончался мальчик, а соответственно, виновата ли в трагедии учительница, Минобрнауки РТ проводит по факту свою проверку.

 

- Окончательные результаты мы сообщим на следующей неделе, но предварительно могу сказать, что это несчастный случай, - сообщила сегодня «Интертат.ру» зам. министра образования и науки РТ Гузель Минкина, которая возглавляет комиссию по расследованию обстоятельств ЧП. - Педагог страшно переживает по поводу случившегося. Она работает в этой школе 11 лет и действительно всю себя отдает детям. До окончания расследования учительница, так же как и директор школы, отстранена от работы.

 

Как объяснила комиссии Татьяна Матвеева, обстоятельства несчастного случая таковы. К Ильшату на уроке подошла девочка-ученица, чтобы обнять его. Специалисты знают, что детям с синдромом Дауна свойственна открытость и доброжелательность и они могут броситься с объятиями и поцелуями даже к незнакомому человеку. Однако Ильшату, по словам учительницы, знаки внимания со стороны девочки не понравились, и педагог испугалась, как бы он не причинил ей вреда - все-таки мальчик сильнее. «Во время урока она неоднократно подходила к нему с объятиями, и я вынуждена была поставить между ними руки», - написала Матвеева в объяснительной для министерской комиссии.

 

На дефектологов в Татарстане не учат

 

Между тем у Уполномоченной по правам ребенка в РТ Гузель Удачиной возникли вопросы к самому министерству.

 

- В четверг, 12 апреля, я направила в Минобрнауки запрос по поводу того, имеется ли у педагога Татьяны Матвеевой специальное дефектологическое образование и почему она проводила совмещенный урок с двумя классами. Ведь «особым» детям, как называют детей с синдромом Дауна, требуется особое внимание. Пока ответа из министерства я не получила, но если предварительная информация об отсутствии специального образования у учительницы подтвердится, я в силу своих полномочий потребую отстранить ее от преподавания в данной школе и привлечь к ответственности тех лиц, которые допустили нарушение закона. С детьми, имеющими отклонения в физическом или умственном развитии, имеют право работать только специально обученные специалисты, которые знают, как с ними обращаться. Обычный учитель для этого не годится.

 

Так-то оно так. Вот только ни одно учебное заведение в Татарстане не готовит педагогов-дефектологов. При том что коррекционных школ по республике - около 50! Все дефектологи, которые в них работают, учились либо в московских вузах, либо заканчивали курсы повышения квалификации при них же. В условиях дефицита специалистов директора татарстанских спецшкол и интернатов вынуждены принимать на работу выпускников обычных педагогических вузов и училищ.

 

Впрочем, Гузель Удачина прекрасно осведомлена об этой проблеме.

 

- И теперь мы должны сказать о ней в полный голос. Думаю, если открыть дефектологический факультет в КФУ, он будет очень востребован. Причем не только в Татарстане, но и во всем Поволжье. Ведь в соседних регионах тоже не готовят дефектологов.

 

Детей жалко, но зачем же балаган устраивать?

 

Поднимут ли эту проблему в передаче Андрея Малахова? Вряд ли. Скорее всего, участники шоу под условным названием «Ну о-очень плохая училка», как обычно, будут на потеху зрителю поливать друг друга грязью, обзывать нехорошими словами, а ведущий будет стараться их переорать. Как-то после очередной такой передачи, посвященной ситуации в астраханском доме-интернате для умственно-отсталых детей, приглашенные эксперты - детские неврологи и клинические психологи, которым так и не дали сказать на программе ни слова, написали возмущенное письмо руководству Первого канала. Дескать, мы, конечно, понимаем, что открытые дискуссии способствуют формированию гражданского общества и улучшению социальной системы, но зачем же балаган-то устраивать? «Мы надеялись, что данная передача даст возможность поднять вопрос о том, что общество и государство должны сделать для того, чтобы условия жизни детей в таких учреждениях стали человеческими. Однако ведущий настойчиво игнорировал попытки говорить о положении детей, при этом активно поддерживал стычки со взаимными оскорблениями… Считаем недопустимым использование данной темы для развлечения публики путем разжигания низменных страстей и оскорбления людей, которые заботятся о детях в таких интернатах», - заявили медики. Да только кто же их послушает? Пенсионеркам-домохозяйкам (не секрет, что именно они составляют большую часть аудитории «малаховского» и ему подобных помоечных шоу), слушать всяких там умников не интересно. Возьмут бабушки, да и выключат телевизор и пойдут лучше на лавочке с соседками посидят, посплетничают… И нет рейтинга!

Алсу ВАЛЕЕВА