Лет 10-15 назад в топы продаж художественной литературы массово ворвались новые отечественные авторы, сметая на своем пути зарубежные бестселлеры. Они плотно заняли все коммерческие ниши - детективов, фантастики, фэнтези и т.п. Даже таким признанным мэтрам бестов, как Стивен Кинг и Джон Гришем, пришлось заново с трудом пробивать себе дорогу в России. Сейчас равновесие между отечественными и зарубежными авторами, молодыми и классиками установлено. Причем с явным уклоном в отечественных и молодых. А вот с детской литературой все совершенно иначе…


Рынок российской детской литературы гиперконсервативен. 80% продаваемых дет­ских книг - это традиционные сказки и классика. Авторскую его часть образуют от силы 20 имен. Разбуди любого книжника, и он легко их перечислит: Барто, Чуковский, Маршак, Заходер, Андерсен-Гримм-Перро-Гауф-Гофман и т.д. 20% продаж остаются на новых авторов, из которых львиная доля - переводные издания для подростков, где сливки снимают Джоан Ролинг, Стефани Майер, Кристофер Паолини, Филипп Пулман, Корнелия Функе и другие. Таким образом, на новых отечественных авторов приходится от силы 5-7% рынка детской литературы. И то если быть большим оптимистом.

Эти очевидные цифры вызывают массу споров и серьезных вопросов. Как же получилось, что литература для детей у нас в стране выпала из общего писательского тренда? При том что детскую книгу (в отличие от взрослой) кризис почти не затронул. Почему, например, в Европе новая детская книга стабильно удерживает 75-80% книжной полки? И, наконец, есть ли у нас теперь надежда на новую отечественную детскую литературу?

Я думаю, что источник проб­лем в первую очередь в нашей добротной и обильной детской литературе прошлых лет. Как ни странно, мы оказались заложниками богатой литературной традиции. Ведь родитель по своей сути весьма осторожен и консервативен. Для начала он всегда хочет порадовать ребенка хорошими проверенными книжками, которые помнит еще из собственного детства.

Мы, издатели, следом за родителями-потребителями тоже консервативны. Гораздо удобнее получить права на «Буратино» и без серьезных рисков пустить его в продажу. Не беда, что он будет двадцать шестым на полке книжного магазина. Рано или поздно он оттуда уйдет. В отличие от книги нового автора, тираж которой в случае неудачи нужно будет отправить в макулатуру.

Как ни удивительно, но консервативно и большинство новых авторов. Им гораздо удобнее вписаться в привычные рамки и шаблоны, заданные классиками еще полсотни лет назад. Да и сама традиция профессионального детского писательства серьезно пострадала за последние десятилетия, а вместе с нею и качество новой литературы. Вот и выходит, что недоверие родителей отчасти оправданно. Они справедливо не хотят экспериментировать на собственных детях. В новой литературе им не на что опираться и нечему доверять. У нас исчезла профессиональная литературная критика детской книги, пресса об этих изданиях практически не пишет, в библиотеках новых авторов тоже почти нет. Современная детская литература живет в информационном вакууме.

Но я все же, по сути своей, оптимист и чувствую, в ближайшие три-четыре года нас ждет большая перезагрузка детской литературы. Первые сигналы уже очевидны. Рождается запрос на новую книгу, с современными литературными приемами, новыми героями и живым языком. Таких изданий все больше. И если пять-семь лет назад выпуск подобных книг был самым верным путем к макулатурному складу, то сегодня они все увереннее находят своего читателя. Сейчас приходит волна родителей нового поколения, которые сами выросли уже в постсоветский период. Они более свободны в своих предпочтениях. Литературные и родительские блоги самодеятельно создают массу рекомендательных площадок детской литературы, где уже стихийно формируются новые авторские имена. Зарождается новая писательская волна, пока еще не профессиональная, но отчаянная и веселая. И, наконец, нам, издателям, уже не так выгодно сидеть на классике. Тиражи ее постепенно падают, и если в ближайшие годы мы не найдем обновлений, то это приведет просто к сокращению объемов рынка.

 

Борис КУЗНЕЦОВ, «Росмэн»
оригинал поста