Не успели в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске внедрить социальную транспортную карту для льготников, как руководители местных транспортных предприятий написали жалобу премьер-министру республики Ильдару Халикову. Транспортники считают, что единый оператор автоматизированной оплаты проезда - ОАО «Социальная карта» - доведет их до банкротства.

 

Оборудование ваше, два миллиона - наши

 

Напомним, в конце прошлого года Кабмин РТ принял непопулярное решение ограничить количество поездок в общественном транспорте для льготников - не более 30 в месяц. Минтранс объяснил, что возможности бюджета не позволяют в полной мере компенсировать транспортникам расходы за перевозку этой категории граждан.

 

Транспортники восприняли это решение с воодушевлением в отличие от пенсионеров, которые вышли на митинги и вынудили власти вернуть всё на свои места. Чтобы перевозчики могли свести концы с концами, правительство выделило им дополнительную компенсацию и одновременно потребовало в первом квартале года внедрить транспортную карту в крупных городах республики - Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Зеленодольске (в Казани «карточная система» действует с 2009 года). Это позволит вести учет поездок - сколько льготников и сколько раз воспользовались услугами того или иного перевозчика - и выделять дотации, что называется, по факту.

 

Предполагалось, что перевозчики, заинтересованные в скорейшем внедрении справедливой «карточной системы», должны приобрести необходимое для этого оборудование за свой счет (стоимость одного валидатора, который снимает деньги с карты, составляет от 15 до 20 тысяч рублей). И руководители транспортных предприятий стали искать оптимальные для себя варианты - получше и подешевле.

 

И вот тут началось самое интересное. ОАО «Социальная карта», назначенное единым оператором автоматизированной системы оплаты проезда, настоятельно рекомендовало всем татарстанским перевозчикам приобретать технику питерской компании «ЭЛСИ» и ничью больше.

 

К примеру, одно из транспортных предприятий Нижнекамска решило использовать оборудование московской компании «Каскад», которое работает в 60 городах России. За то, чтобы интегрировать чужую технику в свою систему, «Социальная карта» запросила с нижнекамского перевозчика… 1 миллион 900 тысяч рублей.

 

- Эта цена абсолютно обоснована, - заверила «Интертат.ру» менеджер компании «Социальная карта» Мария Илалова. - Для того чтобы интегрировать стороннее оборудование в уже отлаженную систему, нужны колоссальные временные и трудовые затраты. Работы займут два с половиной месяца. Мы понимаем, что это дорого, но снизить цену вряд ли удастся.

 

Тем временем сами транспортники сообщают в своем письме премьеру, что выбранные ими производители берутся сами подогнать свое оборудование под нужный стандарт не более чем за три недели, если только оператор «Социальная карта» предоставит для этого необходимую техническую информацию. Оборудование от ЗАО «Элси» авторы письма называют «морально устаревшим и не отвечающим нашим требованиям как в техническом, так и в экономическом плане».

 

«Полгода - и мы банкроты»

 

- Если внедрять электронные проездные на тех условиях, которые нам предлагает «Социальная карта», то через полгода мы - банкроты, - заявил корреспонденту «Интертат.ру» генеральный директор Альметьевского ПОПАТ Павел Кириченко, который также подписал письмо Ильдару Халикову. - Это настоящая кабала. Сейчас мне нужно потратить около 4 миллионов рублей на оборудование. Затем по договору с «Социальной картой» я должен платить 470 рублей ежемесячно с каждого валидатора за техническое обслуживание вне зависимости от того, сломался он или нет… А ведь у нас есть еще другие расходы. По закону каждая единица общественного транспорта должна быть оборудована цифровым тахометром (20 - 30 тысяч), навигатором спутниковой системы «ГЛОНАСС» (порядка 12 тысяч). А еще в скором времени в России транспортников могут обязать устанавливать в автобусах камеры видеонаблюдения. Всё это очень сильно бьет по карману. При этом пассажиропоток в Альметьевске не сравнить с казанским.

 

Всех посчитают

 

В своем письме премьеру транспортники также сообщают, что оборудование, которое навязывает им «Социальная карта», не приспособлено для пригородных перевозок.

 

- На пригородных маршрутах нужно, чтобы учитывалось расстояние, которое проехал пассажир, а не только сам факт проезда, - пояснил начальник отдела транспорта и связи Нижнекамского исполкома Андрей Егоров. - Предложенная «Социальной картой» система этот момент не учитывает. А пригородных маршрутов у нас много…

 

Как сообщили нам в «Социальной карте», эту недоработку в скором времени устранят. В Нижнекамске и Зеленодольске впервые в Татарстане опробуют систему учета льготников на пригородных автобусах. Работать система будет так: пассажир дважды приложит проездной к валидатору - во время посадки и высадки из автобуса, и в результате заплатит за расстояние.

 

Пока в Челнах, Зеленодольске, Альметьевске и Нижнекамске наравне с пластиковым действует и бумажный социальный проездной. При этом уже были случаи, когда перевозчики отказывались везти пассажиров по электронной карте.

 

- Предприниматели, которые не успели оснастить валидаторами свои автобусы, обязаны провезти льготника по «пластику», если тот предъявит кондуктору чек о зачислении денег на карту, - утверждает Мария Илалова. - В противном случае пассажир может пожаловаться в муниципалитет, и власти должны принять меры.

 

Олег ПЛАТОНОВ