Студенческий киноклуб… Первое, что ассоциируется с этим словосочетанием – это маленькая комнатка, в которой небольшая кучка заинтересованных делится друг с другом открытками с изображениями любимых актеров. Так и было в советском студенчестве. Потом, с появлением видеосалонов для масс, о студенческих киноклубах забыли. Но сейчас это явление переживает второе рождение.


Месяц назад знакомые предложили мне провести будничный вечер с пользой для души – пригласили с собой на показ фильма в студенческий киноклуб. В тот вечер «давали» Такеши Китано, «Фейерверк». Я согласилась, но крайне неохотно – не очень люблю самодеятельность. Хотя культовый режиссер… И я отправилась на встречу с прекрасным. И встреча, вопреки моим опасениям, состоялась!

В уютном студенческом кафе «Большая перемена», что при КГФЭИ, студенты вуза организовали маленький кинотеатр. Каждую неделю по вторникам они собираются там вместе с неравнодушными к хорошему кино зрителями и смотрят очередной киношедевр. В приятной, почти домашней атмосфере, за чашкой кофе и сэндвичами фильм сначала «вдыхается», а потом обсуждается. Происходит обмен эмоциями и мыслями. Это потрясающее явление так захватило меня, что смолчать я не смогла... И задала несколько вопросов организатору киноклуба, студентке 4 курса КГФЭИ Элине Уразбахтиной.


Элина Уразбахтина


– Кому пришла в голову такая идея?

– Идея была не моя, а подруги Иры. После очередных моих стенаний по поводу того, что приходится смотреть артхаус на жалких 15 дюймах ноутбука, она предложила сделать свой кинотеатр. Тем более что в каждой лекционной аудитории есть проектор.

– На какие средства было закуплено оборудование, помогали ли организации, преподаватели, ректорат КГФЭИ?

– Благодаря поддержке со стороны администрации вуза и факультета экономики предприятия покупать вообще ничего не пришлось. Первое время, когда показы проходили в актовом зале, всё оборудование было институтское. Позже, когда мы «переехали» в помещение кафе, все девайсы – от проектора до колонок – предоставили уже они. Мне остается только прийти, подключить ноутбук и – вуаля!

– Когда прошел первый показ? Много ли было зрителей?

– Первый показ, первый показ... Дай-ка вспомнить. Это была «Дорога» Феллини, а посмотрели мы ее в конце октября. Мы так много всего уже успели посмотреть, что я с трудом вспоминаю, какой фильм был первым. Зрителей в тот вечер было человек 30. И с тех пор показы проходят в таком вот камерном уютном формате.

– По какому критерию отбираются картины?

– Мы показываем то, что когда-то посмотрели сами, фильм нам понравился, и мы хотели бы этим поделиться с другими. Единственный критерий отбора – работа должна быть авторской. Сейчас, кстати, во мне проснулась демократка – я хочу запустить «голосовалку», чтобы зритель сам выбирал, что он хочет посмотреть из предложенных вариантов. Думаю, что так будет интереснее.

– Могут ли прийти на показ люди, не являющиеся студентами?

– Конечно. Прийти на показ может любой желающий. Вход в это кафе открыт для всех!

– Есть ли в планах расширение масштабов или целью является именно атмосфера уюта и немногочисленность?

– Мы не ставим своей целью культивирование какой-то камерности или псевдоэлитарности. Я не хочу превращать все это в «закрытые показы» с последующим сползанием в никому не понятный и не нужный андеграунд. Наоборот – чем больше собирается народу, тем сильнее обратная связь, это особенно сильно чувствуется во время обсуждений. И я буду очень рада, если однажды смогу небрежно сказать, что ко мне на показы приходит в среднем человек 60-70!


Но не только КГФЭИ повышает духовный и интеллектуальный уровень молодежи. Эстафету перенял факультет журналистики и социологии КФУ. В марте этого года на базе факультета, в его здании на ул. Товарищеской заработал свой киноклуб. Правда, ориентирован он уже – фильмы, которые предлагаются к просмотру, обязательно должны быть о журналистике.

О том, как внедрялось новая форма обучения, мне рассказал доцент кафедры журналистики Дмитрий Туманов:


Дмитрий Туманов


– Это была идея первокурсников, а я, если можно так выразиться, ее обработал. Мы с ними проходили курс «Новый журнализм, методология создания произведений», где речь идет о желтой прессе, создании скандальных материалов – все такое яркое и эффектное. И, разумеется, я упоминал о тех людях, о которых сняли кино или об изданиях, которые легли в основу каких-то фильмов. Например, есть такой фильм «Гражданин Кейн» (реж. Орсон Уэллс), 1941 года, где рассказана биография одного из основоположников этой скандальной прессы Уильяма Хёрста. И я, естественно, посоветовал им посмотреть. Потом мы говорили о скандалах, которые возникают в связи с журналистскими расследованиями, и я посоветовал посмотреть фильм о том, как расследовали Уотергейтский скандал, и об отставке Никсона – «Вся президентская рать» (реж. Алан Пакула) 1976 года. И они сказали мне: «А давайте будем смотреть все это на парах!». И я ответил, что за пару мы не уложимся, фильмы длиннее. Тогда они сказали: «Давайте создадим что-то вроде клуба и будем смотреть вместе!». И я подумал – а почему бы и нет? Но, поскольку у них из-за неудобств в расписании не хватало времени для того, чтобы собираться, я создал виртуальную группу в социальной сети «ВКонтакте» и стал собирать туда фильмы, которые рассказывают о журналистике в целом. Потом я обсудил это с нашим выпускником Сашей Шагулиным и студентом четвертого курса Сашей Левиным и подумал – есть мы, есть первокурсники, так почему бы не собрать это вместе? Я предложил аудиторию с проектором для проведения таких встреч.

15 марта состоялся первый кинопоказ на журфаке. Выбор организаторов пал на фильм «Львы для ягнят» режиссера Роберта Редфорда. Сейчас обсуждается, какой фильм показать следующим.

Что во всем этом особенно приятно и удивительно – культуру в массы эти чуткие к киноискусству люди несут совершенно безвозмездно. И пусть сейчас, возможно, из-за неосведомленности, возможно, из-за нежелания тратить время, аудитория этих мини-кинотеатров невелика. Но значение их огромно – пожалуй, ничто так не вдохновляет, не подвигает и не воодушевляет в XXI веке, как хорошее, правильное, качественное кино.


Дарья БИКУЛОВА