Так и не сказали внятно - пройдет или не пройдет дорога по волжским островам вдоль поселков Аракчино, Красная Горка и Куземетьево  - участники сегодняшней пресс-конференции в «Татмедиа», посвященной развитию транспортной инфраструктуры Казани. На прямые вопросы журналистов спикеры уклончиво отвечали что-то типа «это пока только концепция, под которую даже деньги не выделены». Зато всячески старались убедить аудиторию в том, что если строительство дороги все-таки начнется, акватория Волги в этом районе не пострадает. Даже наоборот: после углубления русла и засыпки островов река «оздоровится»…  


Уж не первый месяц жители вышеозначенных поселков обсуждают в социальных сетях и не только «дорогу по Волге», которая соединит Казанский речпорт и трассу М-7 и  строительство которой, по их мнению, уже началось. Как сообщил сегодня первый заместитель руководителя исполкома города Казани Иршат Минкин, никакие строительные и даже подготовительные работы в этом районе еще не начаты. Пока ведутся лишь изыскания. По словам чиновника, после того, как эта концепция, к разработке которой сегодня привлечены различные специалисты, превратится в реальный проект, будет проведено его общественное обсуждение.


- Без одобрения населения проект претворен в жизнь не будет, - заверил Минкин.

 

 


Во сколько обойдется «дорога по Волге», кто будет финансировать ее строительство, - на эти вопросы представитель исполкома тоже не ответил прямо. Но заметил, что если это будет частный инвестор (а это, по словам Минкина, вероятнее всего, поскольку  ни в республиканском бюджете, ни тем более в городском, денег на этот проект нет), проезд по новой дороге будет платным.   


По словам руководителя научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Евгения Евсеева (эта организация занимается разработкой концепции по заказу строительной фирмы ПСО «Казань»), идея использовать акваторию Волги для строительства 17-километровой автодороги, соединяющей речпорт и федеральную трассу, родилась недавно. Просто стало очевидно, что запад Казани нуждается в улучшении транспортной инфраструктуры в связи с появлением здесь крупных и перспективных жилых микрорайонов.

 

 

 


Евсеев, показав старые карты этой местности (до середины прошлого века), постарался убедить аудиторию в том, острова, за судьбу которых переживают сейчас противники идеи, - вовсе не «чудо природы», а дело рук человеческих, то есть  последствия строительства Куйбышевского водохранилища.


- До строительства водохранилища русло Волги отстояло от нынешних границ Казани примерно на 7 километров, - сообщил он. - И 10-километровая территория, находящаяся сейчас под водой, всегда была «рабочей». Здесь были дороги, в том числе железная. Размещались складские помещения… После 1953 года, когда было построено водохранилище, Волга «подошла» к берегам Казанки. И с тех пор появились эти острова. Проплывая мимо них на лодке, летом, можно видеть, что кое-где выступает брусчатка, сваи…


Речь идет о более чем 70 островах общей площадью 435 га, которые, не входят в  категорию земель водного фонда, а, значит, по словам участников пресс-конференции, могут быть использованы для строительства магистрали.


Генеральный директор ОАО «Институт по проектированию объектов дорожного хозяйства РТ («Татдорпроект») Елена Пановская заметила, что «дорога по Волге» поможет бороться с пробками в центре Казани - в частности на Булаке, улицах Тукая, Нариманова и Московская.

 

 


- Сегодня выход из юго-западной части города на федеральную трассу М 7 обеспечивается только через Горьковское шоссе. Строительство трассы протяженностью 17 километров по островным площадям в обход Кировского района поможет разгрузить центральные улицы без урона судоходным качествам реки, - считает Пановская. - Это будет 4-полосная дорога, проходимостью 1000 автомобилей в час по каждой полосе. Перед началом строительства будут проведены дноуглубительные работы, направленные на очищение дна от ила и восстановления скорости течения воды. В результате - снизятся застойные явления, особенно в судоходной зоне. В составе проектной документации будут предусмотрены и заложены денежные средства на восстановление ресурсов рыбного хозяйства. Ливневые и талые стоки с дорожного полотна будут подвергаться глубокой очистке на нескольких локальных очистных сооружениях.


В том, что Волга в результате строительства магистрали не пострадает, заверила и заведующая кафедрой «Инженерная экология и рациональное природопользование» КГЭУ Роза Дыганова:  


- Все экологические проблемы Волги сегодня связаны с тем, что эта река - давно уже не река, а система водохранилищ. Волжско-Камский каскад - это 11 ГЭС! И причина заиления Волги в этом районе - вовсе не дамба, а постоянное изменение уровня водохранилища (то выше, то ниже), которое связано с периодическим изменением уровня всего каскада ГЭС.  


По словам Дыгановой, то, что в случае строительства дороги в этом районе будут проведены дноуглубительные работы, не должно пугать защитников Волги.


- В таком случае откроется большое количество родниковых вод, начнется течение. Это вызовет оживление фауны и флоры, - считает эколог. - Мы это не только прогнозируем, но и докажем последующими исследованиями.


Венера БЕЛЯЕВА