Ни одно, даже самое непопулярное решение властей не вызывало в Татарстане такого общественного резонанса, как идея госсоветника Минтимера Шаймиева установить в Болгарском музее-заповеднике 12-метровую статую самки крылатого барса под названием «Хранительница». Работа широко известного в узких кругах бурятского скульптора Даши Намдакова повергла жителей республики в настоящий культурный шок. Оно и понятно: уж очень страшна барсиха с копытами. Непонятно другое: почему представители ДУМ РТ, а также светские историки-культурологи сначала кивали головами, одобряя инициативу первого президента, а на критику «барсихи» осмелились только после того, как поднялась протестная во


Начало сотрудничества между Татарстаном и «бурятским Дали», как называют Даши Намдакова за его авангардный и не всем понятный стиль, было положено в июне прошлого года, когда скульптор привез в Казань свою выставку «Вселенная кочевника». Посетив экспозицию, госсоветник республики приметил там один из экспонатов - 2-метровую «Хранительницу». «Когда Минтимер Шарипович увидел скульптуру, он сказал: это же наш крылатый барс!» - рассказывал тогда казанским журналистам Даши Намдаков. После этого, по словам скульптора, экс-президент Татарстана заявил, что «Хранительница» должна стоять в Болгаре, и заказал Намдакову увеличенную копию работы.


- Решение принимал не только Минтимер Шаймиев. Идея размещения скульптуры «Хранительница» обсуждалась на попечительском совете фонда при участии Духовного управления мусульман Татарстана, представителей интеллигенции, архитекторов и историков. Никто не был против. Скульптура всем понравилась, - объяснила, в свою очередь, журналистам исполнительный директор Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татьяна Ларионова на прошлой неделе, когда вокруг «Хранительницы» начал разгораться скандал. Одних напугал хищный вид «барсихи», других возмутил тот факт, что это «демоническое страшилище» хотят установить рядом с Соборной мечетью в день принятия ислама булгарами - 21 мая, хотя в исламе изображение живых существ вообще запрещено. В итоге место дислокации скульптуры спешно решили перенести - подальше от мусульманских святынь, чтобы не оскорблять чувства верующих, и поближе к речному вокзалу. В конце концов, Булгарское государство - это не только «колыбель российского ислама». Оно было основано задолго до того, как его жители приняли ислам, а мусульманский период - самый короткий в истории древних булгар.


Возможно, именно этим соображением руководствовались те самые представители интеллигенции и духовенства, когда поддакивали Минтимеру Шаймиеву, остановившему взгляд на крылатой намдаковской «барсихе». Хотя, скорее, другое: просто никто не решился возразить, чтобы не прослыть необразованным и ничего не смыслящим в искусстве. Ведь среди российских почитателей творчества «бурятского Дали» - не только Минтимер Шаймиев, но и Владимир Путин, а также целая плеяда российских олигархов. Да и по всему миру Намдакова считают настоящим самородком. Его скульптуры - по большей части фантастические, неземные образы с восточным колоритом, выставлялись в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, в музеях Китая, США, Франции, Италии. Кстати, в последней стране в настоящее время скульптор проводит большую часть своего времени, поскольку именно там расположена его творческая мастерская, в которой отливали «Хранительницу»…


Поскольку первого президента республики Минтимера Шаймиева трудно упрекнуть в недальновидности, не исключено, что в будущем непонятая и непринятая пока большинством «Хранительница» станет таким же брендом Татарстана, как мечеть Кул Шариф (ее проект в свое время тоже критиковали и с чем только не сравнивали). Ведь если приглядеться, в «барсихе» что-то есть. На лицо она, конечно, ужасная, зато такой «оберег» способен отогнать от охраняемой территории всех врагов. Да и в копытах есть определенная грация. Кто сказал, что крылатый барс, который красуется на гербе Татарстана, должен выглядеть именно так, а не иначе? Ведь он - существо мифическое, то есть выдуманное. Скульптор Намдаков увидел его так, имеет право, а обидеть художника может каждый...

 

 


Тем не менее удивительно, что, прежде чем заказывать дорогущую скульптуру «бурятскому Дали», в Татарстане не провели общественного обсуждения спорного эскиза «Хранительницы» в том же Интернете. Ведь наша республика - один из лидеров в России в смысле развития «электронного правительства» и прочих технологий. Тогда бы удалось избежать того потока грязи, который льется теперь на Шаймиева и Намдакова со страниц национальных СМИ, позволяющих себе обвинять первого президента в том, что «этой выходкой» он «предал татар-мусульман», а скульптора - в «связи с сатаной», ибо «создать такое чудище в здравом уме и памяти вряд ли возможно». Выслушать глас народа, прежде чем заказывать «Хранительницу», было бы логично и в той связи, что восстановление Болгарского и Свияжского заповедников - дело общенародное, о чем неоднократно говорил Минтимер Шаймиев, призывая делать пожертвования в фонд «Возрождение». А уж народ в отличие от чиновников, которым «не должно сметь свое суждение иметь», молчать бы не стал.


Альфия ТИМЕРИЕВА