Казанские велосипедисты скоро станут полноправными участниками дорожного движения - по крайней мере на некоторых участках. По многочисленным просьбам любителей двухколесного транспорта, которые постоянно рискуют жизнью на обычных дорогах, городские власти решили выделить для них специальные трассы.

 

Ничего не знаю, моя полоса с краю

 

- Есть вещи, которые не хотелось бы откладывать на завтра, - такими словами начал мэр Казани Ильсур Метшин вчерашнее совещание в исполкоме на тему организации в столице Татарстана велосипедных дорожек. - Так как у нас идет «пятилетка здоровья», нужно привлечь как можно больше горожан к спорту. Поэтому в рамках тех дорог, которые строятся к Универсиаде, в рамках реконструкции набережной Казанки должны появиться велотрассы. В любом цивилизованном городе есть специальные дорожки, где велосипедисты имеют преимущество в движении.

 

Как выяснилось, обсуждается несколько велосипедных маршрутов, разработанных ОАО «Институт «Татдорпроект». Один из них должен соединить Деревню Универсиады с центром Казани. Второй - новый футбольный стадион на Чистопольской с речным портом. Третий, возможно, проляжет от Деревни до стадиона. В таком случае велотрасса пройдет и по правому, и по левому берегу Казанки. Если этот вариант будет принят, под «Миллениум» планируется «подвесить» мост для пешеходов с велодорожками.

 

- Пока решения ни по одному маршруту не принято, - сообщила журналистам главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. - Вопрос еще будет обсуждаться. Конечно, охватить сразу весь город велосипедными маршрутами мы не сможем ни в проектном, ни в финансовом плане. Поэтому в Казани будут появляться отдельные достаточно протяженные велосипедные участки. А в дальнейшем будем постепенно их связывать.

 

Когда появится первый такой участок, городские чиновники пока не могут ответить конкретно.

 

- Но хорошо, что дело уже сдвинулось с мертвой точки! - одобряет инициативу властей вице-президент казанского клуба экстремальных видов спорта «Экстрим фактор» Марсель Нигметзянов. - Жаль только, с нами никто не советуется при разработке маршрутов, хотя мы могли бы дать полезные советы в этом вопросе. Несмотря на то, что в Казани нет никаких условий для велосипедистов, многие ребята из нашего клуба используют велосипед как основной вид транспорта даже в зимних условиях. Конечно, мы будем рады, если нам создадут элементарные условия - дорожки, парковки.

 

Где «КамАЗ», там много велотрасс…

 

Самым «велосипедным» городом в Татарстане сегодня являются Набережные Челны. В отличие от Казани в автограде уже создано около 10 км велотрасс, а в этом году их протяженность планируется увеличить до 25 км. Новые дорожки проложат на городской набережной в рамках ее благоустройства и в прибрежном районе от поселка Яр Чаллы до яхт-клуба «Навигатор». А один из местных бизнесменов собирается в скором времени наладить в городе производство самих велосипедов. Ведь популярность этого вида транспорта среди горожан стремительно растет. Только в прошлом году было открыто 10 прокатных пунктов. Опыт Челнов заинтересовал даже Минтранс РФ.

 

Возможно, такой велопрогресс в рамках отдельно взятого города объясняется тем, что мэр Челнов Василь Шайхразиев летними вечерами сам нередко совершает велосипедные прогулки. Это позволяет ему не только проводить время с пользой для здоровья, но и «мониторить» качество дорог.

 

Трезвый и без наушников

 

Бывшая жительница Казани Алина Белкинс, которая сейчас живет в Германии, рассказывает, что в этой стране, как и во всей Европе, - настоящий рай для велосипедистов.

 

- Практически во всех городах имеется сеть специальных велосипедных дорожек. Выделенная трасса имеет красный цвет, и при ее наличии велосипедистам запрещено ехать по тротуару или по автостраде. Между городами в Германии также проложены трассы для двухколесного транспорта, есть даже атлас велосипедных маршрутов. У немцев уже вошло в традицию целыми семьями путешествовать по выходным по разным городам, расположенным на небольшом расстоянии друг от друга. В стране развита сеть проката велосипедов, арендовать их можно в любой точке города. Сделать это просто: нужно позвонить по номеру, указанному на велосипеде, и назвать оператору код, который также написан на нем. После этого деньги за прокат списываются либо с вашей кредитки, либо с вашего телефона, оператор сообщает вам код для разблокировки замка - и можете ехать. Оставить велосипед также можно в любом месте города.

 

Но поскольку немцы - народ экономный, то, по словам Алины, к услугам проката они прибегают нечасто. Предпочитают иметь свой велик, причем не новый, а подержанный (новые часто крадут). Приобрести потрепанный велосипед в Германии можно всего за 800 рублей на наши деньги.

 

Для велосипедистов в Европе действуют такие же строгие правила, как и для автомобилистов: ездить в пьяном виде категорически запрещается. В наушниках - тоже. За это грозят крупные штрафы. Как правило, люди усваивают эти правила еще в детстве и не нарушают.

 

Олег ПЛАТОНОВ