С появлением в начале года новых, более защищенных, банкнот номиналом 500 и 5000 рублей обращение наличности на рынке усложнилось. Многие банкоматы не принимают купюры нового образца - банкиры пеняют на производителей и поставщиков банкоматов, те предпочитают отмалчиваться, а в ЦБ заверяют, что предупреждали всех заранее...

 

О проблеме с приемом купюр нового образца в банкоматах и платежных терминалах говорят сейчас клиенты разных банков.

 

Банки наличие проблемы не отрицают. Трудности с приемом денег нового образца в банкоматы и терминалы в частности подтверждают ХКФ-банк, Райффайзенбанк, Абсолют-банк, Росбанк, Ситибанк, Росгосстрахбанк, Юниаструмбанк и Альфа-банк, МДМ-банк, Мастер-банк.

 

Сложившуюся ситуацию банкиры склонны объяснять недоработками производителей оборудования: они еще не предоставили версию программного обеспечения (ПО), позволяющую принимать новые виды купюр. «Но в ближайшее время необходимые доработки и настройки аппаратуры для приема всех банкнот будут завершены», - отмечает руководитель операционно-технологического департамента Ситибанка Ирина Косяченко. Другие банкиры настроены более пессимистично. «Существующие технические решения от компании Diebold и любого другого производителя банкоматов не обеспечивают нам идентификацию пятитысячных купюр, и пока мы не видим перспектив решения этой проблемы», - указывает первый заместитель председателя правления Мастер-банка Александр Булочник. «На перепрошивку одного банкомата не нужно много времени, но для этого требуется подготовка эталонного ПО, а оно предоставляется поставщиком оборудования, и мы его еще не получили», - говорит директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Гамольский. При этом банкиры указывают, что пока справляются с ситуацией дедовским способом, меняя клиентам новые деньги на старые в кассах.

 

В ЦБ считают, что времени для подготовки и у банкиров, и у производителей оборудования было предостаточно, для этого специально был предоставлен промежуток между объявлением о выпуске новых купюр и их обращением. Обеспечить прием новых банкнот к определенному сроку ЦБ от банков не требовал, полагая, что они и сами заинтересованы не доставлять неудобств клиентам.

 

Впрочем, для банков удобство клиентов - похоже, не главное. Банкоматы и терминалы являются для них не основным источником доходов, а в первую очередь способом разгрузить собственную сеть. В пользу этого довода говорит то, что небанковские платежные системы, зарабатывающие в основном на операциях по приему наличных, оказались гораздо более оперативны в перенастройке оборудования. Так, крупнейшая система платежных терминалов Qiwi (около 50% рынка, более 120 тыс. устройств) принимает купюры нового образца всех номиналов.

 

«КоммерсантЪ»