На гостиничном рынке Казани сложилась диспропорция. Конкуренция в категории трех- и четырехзвездочных отелей ощущается уже сейчас, однако в этот сегмент приходят все новые и новые игроки. Вместе с тем, строительство дешевых гостиниц и хостелов, на которые есть большой неудовлетворенный спрос, инвесторы игнорируют.


По информации пресс-службы мэрии, на сегодняшний день в Казани имеется 69 гостиниц – это без учета санаториев, гостевых домов и хостелов. При этом загрузка отелей города медленно, неравномерно, но растет.

 

Динамика загрузки казанских гостиниц 2008-2011 гг.
 

год

Средняя загрузка, в процентах

2008

49

2009

44

2010

47

2011

51

Источник: данные комитета внешних связей и туризма исполкома Казани

 

Универсиаде нужны отели


Процесс ввода в эксплуатацию новых гостиниц идет активно. С 2008 года в городе построено 15 новых объектов, из них три бренда («Marriott», «Park Inn», «Ibis») представляют международные сети. Больше всего под отели задействована центральная часть города. Практически отсутствуют отели в Приволжском и Советском районах, мало, но все таки есть - в Ново-Савиновском.


Как сообщает консалтинговая компания «Делойт», номерной фонд в столице  Татарстана составляет 3658 номеров, а в регионе в целом он насчитывает 6161 номер. По такому показателю, как обеспеченность гостиницами на тысячу жителей, Казань лидирует среди всех городов Волжского кластера, в которых в 2018 году пройдет Чемпионат мира по футболу. Казань по уровню обеспеченности гостиницами удовлетворяет минимальным требованиям ФИФА к групповым матчам, однако на сегодняшний день пока не готова принять финальные матчи, поскольку мест в отелях для этого недостаточно, - подытожили аналитики «Делойт».

 


Строительства новых отелей потребует и Универсиада. В Исполнительной дирекции "Казань-2013" ожидают, что в дни проведения Игр нужно будет разместить 7000 человек, а в городе есть только 4500 мест в отелях уровня три-пять звезд.
 

Демпинг не в почете


Кстати, потребность в новых гостиницах на три-пять звезд для представителей бизнеса не так очевидна, как для городских властей и чиновников от спорта. Основной вопрос, который задают участники рынка: что будет с отелями после того, как крупные спортивные мероприятия пройдут? Ведь пока процесс возведения гостиниц идет активнее, чем процесс привлечения туристов в регион.


В числе сомневающихся и генеральный менеджер гостиницы «Мираж» Фина Ризаева.


- На мой взгляд, городу вообще больше не надо гостиниц, поскольку заполняемость уже работающих объектов и без того низкая. Порой даже мини-отели с совсем небольшим номерным фондом стоят полупустые. Исключение составляют разве что дни, когда в городе проходят крупные деловые мероприятия, но это случается всего несколько раз в год.


Впрочем, по словам Фины Ризаевой, пока на такую крайнюю меру, как снижение цен, игроки не идут. Например, в «Мираже» стоимость размещения не меняется уже три года.

 

Цены на размещение в гостиницах Казани, в рублях за сутки

 

Тип номера

Стоимость одноместного размещения

Две звезды

От 700

Три звезды

2500-3000

Четыре звезды

3500-4000

Пять звезд

От 4680

Источник: данные агентства делового туризма и гостиничного консалтинга "Лотос Хоспиталити", отеля «Мираж»


Сейчас основная конкуренция за постояльцев разворачивается в сегменте три-четыре  звезды. Демпингу игроки предпочитают другие конкурентные преимущества: дополнительные сервисные услуги, развлекательный компонент.


Замдиректора агентства делового туризма и гостиничного консалтинга «Лотос Хоспиталити» Елена Сорокина к наиболее конкурентоспособным и продуманным гостиничным проектам относит «Корстон» и «Ривьеру».


- Оба этих отеля обладают хорошими конференц-возможностями, а также являются развлекательными комплексами, в которых имеются различные рестораны, кафе, боулинг, кинотеатр, ночной клуб. Это дает им определенное преимущество  перед другими отелями. Кроме этого, гостиницы обладают хорошими парковками, что сейчас весьма актуально для Казани.
 

Город ждет хостелов


Но даже без привязки к Универсиаде, столице Татарстана как воздух нужны бюджетные средства размещения, - этот факт отмечают как чиновники, так и участники туристической индустрии. Основная масса отелей уровня «две звезды» - это очень старые, обшарпанные гостиницы либо общежития, в которых абсолютно не развиты никакая инфраструктура, как правило, отсутствует и дополнительный сервис.


- Строительство гостиниц эконом-класса я считаю очень перспективным направлением, - убеждена Юлия Таланова, директор компании «Travel&Work». - В Европе, к примеру, очень популярны среди студентов и у населения с низким уровнем дохода хостелы – недорогие комфортабельные гостиницы. А у нас этот сегмент рынка совершенно не развит.


С коллегой соглашается Елена Сорокина:


- В последнее время в городе стали открываться гостиницы эконом-класса, но, как правило, они рассчитаны больше на индивидуальных туристов и расположены далеко от деловой и исторической части города, традиционно интересующей туристов. Гостиниц, которые бы смогли принять большие и бюджетные группы, и особенно находящихся ближе к центральной части города, по-прежнему мало.


Действительно, инвесторы неохотно идут в эконом-сегмент, игнорируя потребности рынка: за десять месяцев 2011 года в городе появилось всего шесть хостелов. Девелоперы предпочитают строить гостиницы более высокого уровня комфортности, надеясь на более короткие сроки окупаемости. Хотя, строительство хостелов также может иметь свои преимущества – в Казани на этом рынке представлено минимальное количество совсем небольших игроков, то есть, конкуренции здесь почти нет.
 

Планы и стройки в процессе

 


По информации комитета внешних связей и туризма исполкома Казани, в настоящее время на разных этапах строительства находятся десять гостиниц. Строительство двух отелей уровня «две-три звезды» ведет сейчас группа компаний ASG. Отель на Бутлерова (64 номера) и на Петербургской (72 номера) девелопер обещает ввести в эксплуатацию в 2012 году. Улицу Петербургская облюбовал и международный оператор Hilton. Первый в городе отель этой сети - «Hilton Garden Inn Kazan» на 171 номер - откроется здесь весной 2014 года. Правда, по оценкам старшего вице-президента Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, окупаемость этого обекта составит не менее десяти лет.


Тем не менее, активная экспансия иностранных гостиничных брендов в столицу Татарстана продолжится. Например, малазийская компания Amanah Raya Capital Group может вложиться в возведение в городе двух отелей на четыре и пять звезд. Если положительное решение будет принято, объекты будут построены уже к 2013 году, а управление ими возьмет на себя крупнейший гостиничный оператор Азии – Shangri-La.


Сорокина считает появление новых международных сетей в целом позитивной тенденцией:


- Они задают хороший тон другим игрокам, ведь гостиницы под международными брендами уже зарекомендовали себя на туристическом рынке, и гости уже знакомы с качеством, уровнем и сервисом этих гостиниц. Это, в конечном счете, хорошо работает на имидж города как туристического центра.


Впрочем, считает она, одной инвестиционной активности для полноценного развития рынка мало. Нужны и ответные шаги со стороны властей. Например, остро необходима разработка новых туристических маршрутов и программ, которые бы во всей красе демонстрировали колорит татарского края. Особенно проблема снижения турпотока, а, следовательно, и снижения загрузки гостиниц, возникает в зимний период, так как многие экскурсионные объекты становятся неактуальны из-за погодных условий.
 

Отельеры не спешат классифицироваться


Еще один шаг к цивилизованному развитию рынка – прохождение гостиницами официальной классификации. В начале 2011 года Минспорттуризм РФ утвердил новый порядок и официальную систему классификации гостиниц. Как и прежде, присвоение той или иной категории объекту туристской индустрии осуществляется аккредитованной организацией на основании договора с заявителем. Отель, прошедший классификацию, один раз в два года подтверждает присвоенную категорию. Для гостиниц и иных средств размещения вводится новая категория ― «мини-отель».

 
Оксана Саргина, эксперт «Системы классификации гостиниц и иных средств размещения», говорит, что более чем из 70 отелей города подлинные сертификаты имеют лишь десять. Из них одна гостиница имеет классификацию «пять звезд», пять гостиниц – «четыре звезды», две гостиницы – «три звезды» и еще две гостиницы – «две звезды».


- Процесс классификации отелей в Казани пока идет не очень активно. Система начала работать только в прошлом году, поэтому еще не все органы аккредитованы. Хотя, какие-то гостиницы уже подают заявки и проходят классификацию. Сейчас классификация носит исключительно добровольный характер во всей России, за исключением Сочи и Краснодарского края. Официальное присвоение «звезд» – гарантия того, что потребитель получит предсказуемый продукт. Отсюда и прозрачность ценообразования. С другой стороны, система призвана помогать и отельерам: они могут получить рекомендации от экспертов по улучшению характеристик своего объекта, - объясняет Саргина.


Впрочем, по наблюдениям Елены Сорокиной, для большинства туристов не очень важна официальная классификация: чаще гости привычно ориентируются на бренды и на сетевые отели.

 
Журнал "Татарстан"