В Татарстане начали штрафовать таксистов, которые не оформились в качестве индивидуальных предпринимателей. Прокуратура Сабинского района привлекла 4 человек к административной ответственности, - каждому из них придется заплатить штраф в 500 рублей. Предполагается, что  массовые облавы на таксистов в республике начнутся не раньше июня.



Кто последний за лицензией?


Напомним, с 1 января вступил в силу закон «О перевозках пассажиров и багажа легковым такси на территории РТ». Согласно ему, каждый таксист обязан иметь лицензию. Выдается она бесплатно Минтрансом РТ (на сегодня выдано 2375 лицензий), но только в том случае, если человек оформился как индивидуальный предприниматель, то есть, намерен работать «по-белому». Штраф за отсутствие лицензии составляет 5 тысяч рублей, однако в отличие от других регионов России,  массовых облав на таксистов в Татарстане пока не проводится.


В Сабинском районе четверых таксистов также оштрафовали не за отсутствие лицензии, а за то, что они не открыли ИП. Всего в ходе проверки в районе выявлено 13 таксистов,  которые не оформились как индивидуальные предприниматели, но оказалось, что остальные уже успели подать документы в соответствующие инстанции - ждут ответа.



Пока гром не грянул


По закону контроль за деятельностью таксомоторных предприятий возложен на Минтранс, ГИБДД, Ространснадзор. В свою очередь они должны брать в совместные рейды налоговиков и сотрудников местного муниципалитета.


- Мы пока не ведем работу по выявлению нарушений с лицензиями  - сообщили в пресс-службе УГИБДД по РТ.    


Заместитель начальника Ространснадзора по РТ Марат Юнусов признался нам, что массовые проверки на наличие лицензий начнутся, скорее всего, не раньше июня. В таксомоторных компаниях заявляют, что как только это случится, на рынке возникнет  дефицит такси и цены на услуги перевозчиков повысятся. Кстати, многие фирмы уже  подняли цены.


Сейчас многие таксисты находятся на распутье. Особенно те, для кого перевозка пассажиров является приработком к основной работе. Открывать ради этого ИП, платить налоги, а к 2013 году еще и перекрашивать машину в белый или желтый цвет - слишком накладно. Но и платить 5-тысячные штрафы за отсутствие лицензии тоже не хочется… Предполагается, что после таких тягостных раздумий таксисты-нелегалы уйдут с рынка. А останутся на нем исключительно «белые и пушистые» профессионалы, которые будут платить все налоги, культурно  обслуживать пассажиров и отвечать за их безопасность. В этом, собственно, и состоит смысл нового закона.   



Поймай, если сможешь


- В связи с новым законом нелегалов на дорогах станет больше! - уверен  казанский «бомбила» Ренат Низамов, который уже принял для себя решение. До нового года он получал заказы через диспетчера и на его «Форд Фокусе» красовались «шашечки». Теперь Низамов от греха подальше избавился от всех атрибутов такси и без всякого диспетчера сам подбирает пассажиров на улице.  


- Судите сами: открыть ИП стоит около 800 рублей, техосмотр по новому закону надо проходить два раза в год - 1400 рублей. Добавьте сюда ежеквартальные отчисления в пенсионный фонд около 4000 рублей, налоги - в районе 2000.  А с 2013 года еще и автомобили должны иметь определенный цвет. Как вы думаете, на кого лягут все эти затраты? На самого таксиста. Далеко не каждая таксомоторная фирма пойдет на то, чтобы их оплатить. Спрашивается, зачем мне весь этот геморрой? Уж лучше я каждый вечер буду потихоньку «бомбить». И таких, как я, много.


По мнению Рената, доказать, что человек нелегально занимается перевозкой пассажиров очень сложно: для того, чтобы поймать «бомбилу» за руку, нужно разрабатывать чуть ли не спецоперацию с использованием меченых купюр. Кто будет этим заниматься? У гаишников других проблем хватает, чиновники больше привыкли к бумажной работе. Тем не менее, определенный риск для «бомбил» существует, и пассажирам придется дополнительно за него заплатить.


- Несмотря на то, что большинство расходов, связанных с изменениями в законодательстве, наша компания взяла на себя, после нового года мы все равно потеряли 40 % парка автомашин вместе с водителями, - рассказывает владелец такси «Девяточка» Владимир Чернов. - Многие категорически не захотели идти в индивидуальные предприниматели. Я знаю, что наши конкуренты уже подняли цены на услуги, мы пока стараемся держать их на уровне прошлого года. Но, думаю, в  ближайшее время стоимость проезда на легальном такси увеличится в среднем на 20-30 %. Ведь расходы надо как-то покрывать. Получается, по сравнению с нелегалами мы оказались в невыгодном положении. По крайней мере, до того, как начнутся проверки.


Олег ПЛАТОНОВ