Настоящий скандал разгорелся в столице республики между чиновником городского исполкома Альбертом Салиховым и имамом-мухтасибом Казани Мансуром хазратом Джалялетдином. Поводом для конфликта стал… памятник, установленный на могиле отца Салихова, а вернее, фотография на нем.

 

Приехав как-то на кладбище, где похоронен отец, сын обнаружил, что портрет на памятнике заклеен белым листом бумаги с надписью «Администрация». Причем клей оказался настолько сильным, что накрепко въелся в портрет, изуродовав его… Оскорбленный в сыновних и человеческих чувствах мужчина предъявил претензии той самой администрации: дескать, по какому праву оскорбляете память усопших?.. А в ответ услышал, что шариат запрещает ставить на мусульманских кладбищах памятники с портретами. Чиновник считает ссылку на законы шариата, мягко говоря, неубедительной, поскольку Татарстан - не Саудовская Аравия и живет по светским законам.

 

Сын за отца


Альберт Салихов, который возглавляет одно из управлений казанского исполкома, просит не акцентировать внимание на его должности, поскольку считает, что такое может случиться с любым казанцем, который решит похоронить своего родственника на мусульманском кладбище, расположенном рядом со всем известным Самосыровским. Кстати, на Самосыровском кладбище никакого запрета на памятники с фотографиями для мусульман нет, как, впрочем, и на расположенном в центре города Старо-Татарском…


- На Старо-Татарском у нас похоронены родственники, но места там больше нет. Поэтому отец выбрал это кладбище. Как-то проезжали мимо, он сказал: «Улым, похорони меня здесь», - вспоминает сын. - Сам заранее купил участок за 5 тысяч рублей, сам выбрал фотографию с заводской Доски почета - очень она ему нравилась…
 

 


По словам Салихова, его отец - Ильдус Хатыйпович - был простым человеком, всего шесть классов образования, всю жизнь проработал на заводах - слесарем, сварщиком. При этом работал Салихов-старший на совесть, поэтому с «Досок почета», что называется, не слезал.


- А в 67 лет у папы отказали почки. Врачи ничего хорошего не обещали, говорили, с таким диагнозом больше полугода не проживет, - вспоминает сын. - Но я не сдавался, возил его на гемодиализ, дежурил по ночам возле его постели. Как-то отец сказал: «Альберт, я так люблю лошадей, всю жизнь мечтал их держать, давай купим?». И я привез ему кобылу, у которой потом еще и жеребенок родился. Отец их обожал, возился с ними постоянно. Думаю, благодаря лошадям, их энергетике он и прожил семь лет, а не полгода. Поэтому на памятнике кроме фотографии отца я решил изобразить бегущих лошадей…
 

 


Памятник из черного мрамора сын поставил спустя год после смерти отца, в начале декабря 2011 года.


- Считается, что памятники следует устанавливать спустя три-четыре года, когда земля даст усадку, - рассуждает Альберт. - Но я посоветовался со строителями, и они мне сказали, что всё это ерунда: если основание устойчивое, памятник будет стоять ровно независимо от того, дала земля усадку или нет. И тогда я заказал армированную железобетонную плиту, на которую с помощью анкерных болтов и зимнего раствора поставили памятник. А вскоре после этого мне звонят и говорят: «Альберт, беда! Памятник сломан…».


Салихов тут же поехал на кладбище. Увиденное он зафиксировал на свой мобильный телефон. На видео видно, что памятник сильно накренен, будто его специально расшатывали. А на портрет приклеена бумага с надписью «Администрация». Когда владелец захоронения оторвал бумагу, под ней оказалось что-то темное и едкое - смола?..


Салихов потребовал объяснения от администрации кладбища, и его направили к главе мусульман Казани имаму мечети «аль-Марджани» (при которой действует мусульманское кладбище) Мансуру хазрату.


- Я думал, он передо мной извинится, пообещает всё исправить, а он мне снова про законы шариата начал толковать, про то, что изображение на памятнике оскорбляет чувства верующих… - передает Салихов суть разговора с имамом. - Пусть даже так, но в таком случае администрация кладбища обязана была ознакомить меня или моего отца, когда он покупал участок, с внутренними правилами кладбища, что называется, под роспись. В таком случае мы бы знали обо всех условиях заранее, знали, на что идем. Ведь не такими же дикими способами прививать нормы шариата! И еще. По закону кладбища в нашей стране бывают двух видов - муниципальные и конфессиональные. Даже в том случае, если кладбище конфессиональное, его правила утверждаются городской думой. Насколько я знаю, Казгордума правил мусульманского кладбища не рассматривала и не утверждала. А соответственно, они не имеют законной силы.


После инцидента на кладбище и разговора с администрацией и имамом возмущенный Альберт Салихов по поводу осквернения могилы отца обратился в прокуратуру Советского района Казани. Но после проверки по его заявлению прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела по статьям 214-й (вандализм) и 330-й (самоуправство) УК РФ за отсутствием состава преступления.


Тем не менее Альберт Салихов не собирается отступать. Он уверен: то, что сделали с фотографией его отца, - варварство хоть по Божьим законам, хоть по человеческим. Вступив в противодействие с представителями мусульманского духовенства, светский чиновник таки намерен добиться от них извинений и восстановления памятника. Пусть даже дело закончится эксгумацией тела отца…
 


В чужой монастырь со своим уставом не ходят


Тем временем администрация кладбища и имам мечети «аль-Марджани» Мансур хазрат Джалялетдин утверждают, что Салихов заранее знал о запрете на фото: перед похоронами его родственник, заполняя заявление на погребение, расписался в графе «с правилами ознакомлен» (сам Салихов говорит, что родственников с такой фамилией у него нет. - А.Т.). А перед тем как поставить памятник на могиле, чиновник якобы звонил имаму с просьбой «сделать для него исключение, поскольку памятник с фото - воля его отца». Но имам отказал, сославшись на то, что нормы шариата важнее воли родителей…

 

Побывав на мусульманском кладбище, ваш корреспондент увидела, что правила, написанные на большом щите, висят здесь прямо у входа. Как выяснилось, кладбище было создано в 2005 году (Пестречинский район передал этот участок земли в ведение Казанского мухтасибата ДУМ РТ). Как объяснили мне в администрации, в настоящее время это единственное мусульманское кладбище в Татарстане. Другие подобные кладбища считаются просто татарскими, каноны шариата на них строго не соблюдаются - соответственно, нет запрета на памятники с фото.
 

 

 

Директор кладбища на страже законов шариата


- Два месяца этот кошмар продолжается: каждый день проверки, звонки, прокуратура, полиция - и все по этому вопросу! - держась за сердце, рассказал мне директор кладбища, 70-летний Салихзян Закиров. - Как мне жаль его отца! Ведь покой нужен, а тут такой скандал! Как ему, наверное, тяжело смотреть на всё это… Этот Альберт Салихов - он же насмехается над нормами шариата! Ссылается на свои полномочия, связи, говорит, что он своего добьется. Мусульманское сообщество возмущено происходящим.


- Обычно мы следим за тем, какой родственники ставят памятник. Но те мужчины в спецовках, которые привезли памятник на могилу Ильдуса Салихова, сказали, что у них только надгробная плита, - рассказал, в свою очередь, администратор мусульманского кладбища Раис Галиакберов. - Мы и не стали проверять, тем более что «сезон» установки памятников заканчивается в октябре, а дело было в декабре. А когда они уехали, мы обнаружили, что там не только плита, но и памятник - с фотографией. Тогда мы приклеили на портрет лист бумаги. Сам памятник мы не трогали. Что же мы, варвары, что ли? К тому же, если бы мы его расшатывали, штыри, на которых он крепится, были бы согнуты.


- Мне кажется, памятник просто установили неправильно, вот он и накренился, - рассуждает Салихзян-хазрат.


- А вы готовы попросить прощения у Салихова? - спрашиваю у директора.


- Чтобы я, семидесятилетний старик, просил у него прощения?.. И главное - за что? Я ничего плохого не сделал.


Имам Мансур-хазрат Джалялетдин тоже считает, что извиняться перед Альбертом Салиховым администрации кладбища не за что. Решив похоронить отца на мусульманском кладбище, владелец захоронения должен соблюдать его правила. Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
 

 

 

Имам Мансур-хазрат уверен в своей правоте


- Ислам запрещает фото на могильных памятниках, потому что нельзя превращать могилы усопших в места поклонения, - объясняет имам. - Их нужно посещать, читать молитвы, но ни в коем случае не поклоняться им, поскольку поклонение возможно только Всевышнему. Нарушение этой нормы считается большим грехом в исламе. И это сказано в правилах захоронения, утвержденных Казанским мухтасибатом. То, что правила пока не утверждены гордумой, мы не считаем проблемой и в ближайшее время планируем их согласовать во избежание подобных инцидентов: думаю, вряд ли депутаты будут вносить поправки в каноны шариата.


- Вы готовы извиниться?


- За что?! Я буду отстаивать законы шариата даже под угрозой сесть в тюрьму.


Надо сказать, что в ДУМ РТ поддерживают имама мечети «аль-Марджани» в занятой им позиции.
 


Альфия ТИМЕРИЕВА


От редакции. После долгих лет воинствующего атеизма в нашей стране начался обратный процесс: представители разных религиозных конфессий заявили о себе в полный голос, потребовали уважения и соблюдения своих прав. И государство, от которого де-юре церковь по-прежнему отделена, де-факто идет на сближение с духовенством и поощряет то, как разные религии овладевают умами народных масс. С одной стороны это, конечно, хорошо: в обществе укрепляется духовность - ведь ни одна религия плохому не учит. С другой стороны, слияние государства и религии может привести к тому, что законы шариата или каноны православия станут для общества важнее государственных законов… Похоже, что Альберт Салихов, который вырос при советской власти и является мусульманином скорее по национальному признаку, чем по убеждениям (так же как и его отец), оказался заложником нового исторического процесса.