Половину автобусного парка Казани планируется заменить к Универсиаде. Не оправдавших доверия китайских «Драконов» и «Хайгеров» со столичных дорог будут вытеснять челнинские «НефАЗы» и белорусские «МАЗы», - тоже красные.


Главное, чтобы пол был низким…


Напомним, в 2007 году в столице Татарстана произошла транспортная реформа, в ходе которой с городских улиц исчезли «Газели» и «пазики», а им на смену пришли более вместительные красные «НефАЗы» (в меньшинстве) и китайские «Golden Dragon» и «Higer». Вскоре продукция из Поднебесной стала вызывать нарекания как со стороны пассажиров, так и самих перевозчиков - автобусы часто ломаются, салоны у них неудобные, в них попадает копоть… А в последнее время «китайцы» стали еще и гореть! Последний такой пожар произошел в конце января - средь бела дня загорелся автобус, двигающийся по маршруту «10А». Водитель экстренно эвакуировал пассажиров из салона, и через пять минут от «красного» остался обугленный скелет. «Вконтакте» по этому поводу даже появилась шутка, что «золотые драконы» начали самоликвидироваться.


И вот сегодня мэр Казани Ильсур Метшин на территории частного автотранспортного предприятия «ИТЦ» дал старт самому масштабному за последние 5 лет обновлению автопарка города. Уже до конца этого года казанские перевозчики планируют закупить 255 новых автобусов - это позволит обновить каждую пятую машину из 1140 единиц. А в разговоре с вашим корреспондентом начальник комитета по транспорту столичного исполкома Айдар Абдулхаков сообщил, что к Универсиаде половина всего автобусного парка будет заменена.


Пока в Казань пришло 30 автобусов из Белоруссии, к весне ожидается еще 120. 12-метровый «МАЗ-103» вмещает 100 пассажиров, а 8,5-метровый «МАЗ-206» - 72.


- Мы не можем диктовать перевозчикам, какие автобусы покупать, - пояснил Абдулхаков. - С нашей стороны условия остаются прежними: двигатель стандарта «Евро-3», низкий пол для удобства инвалидов и мам с колясками и красный цвет. В данном случае предприниматель-перевозчик сам нашел модели, соответствующие этим параметрам, и пригнал пробную партию.


По словам чиновника, покупать белорусские автобусы сейчас выгодно: еще год назад «МАЗ-103» стоил 5 миллионов 600 тысяч рублей, а теперь подешевел до 4 миллионов 200 тысяч.

 

«НефАЗы» дороже, но роднее


Для быстрого обновления казанского автобусного парка есть две причины. Во-первых, в этом году все перевозчики должны рассчитаться за те автобусы, которые были взяты в лизинг в 2007 году, и у них появятся деньги на покупку новой техники. Во-вторых, в следующем году в России вступят в силу новые требования, согласно которым предпринимателям можно будет покупать автобусы для городских перевозок со стандартом двигателя не ниже Евро-4. Такая техника будет стоить дороже. В то же время транспорт, приобретенный до 2013 года с классом двигателя Евро-3, никто запрещать не собирается.


В то время как частные перевозчики опробуют белорусские «МАЗы», мэр Казани намерен поддержать местного производителя.


- Основную массу автобусов, которые мы планируем закупать для муниципальных предприятий, будут составлять «НефАЗы», - сообщил Ильсур Метшин. - Надо собрать перевозчиков и свозить их на экскурсию на КамАЗ, чтобы они могли напрямую высказать свои претензии и пожелания конструкторам завода. Но и по ценам надо «потолкаться», чтобы они были более приемлемыми (сейчас «НефАЗ» стоит более 5 миллионов рублей. - О.П.).


Белорусы - в Москву, таджики - в Казань


Во время сегодняшнего мероприятия мэр поинтересовался у водителя одного из красных казанских автобусов:


- А во сколько у вас заканчивается вторая рабочая смена?


- В 22.30.


- Тогда почему многие горожане жалуются, что после 8 вечера уехать домой невозможно?


- У нас не хватает водителей, - встал на защиту подчиненного гендиректор КПАТП-9 Алексей Варин. - Бывает, просто некого ставить на линию.


- А какая у вас зарплата? - снова обратился мэр к водителю.


- 35 - 40 тысяч рублей в месяц, - несколько смущенно пробубнил тот.


- Конечно, такая зарплата не у всех, - снова прояснил ситуацию руководитель транспортного предприятия. - Мы с 2006 года возили льготников себе в убыток, и уже тогда пошел отток водителей. Если сейчас нам будут вовремя компенсировать эти затраты, ситуация изменится. Но всё равно за 3 - 4 месяца восполнить недостаток шоферов, которых мы растеряли за 5 лет, не получится. У нас 70% людей за рулем - мигранты. Хотели вместе с «МАЗами» привести в Казань и водителей-белорусов, однако никто на такие зарплаты ехать не хочет. Они в Москве получают за аналогичную работу 75 тысяч рублей плюс проживание, питание, спецодежда. Мы подобных условий предоставить не можем, так что единственный выход для нас - мигранты из Средней Азии.


- Удивительно, но я не в первый раз слышу о нежелании работать за приличные деньги, - заметил мэр. - На мусоровозы и технику по благоустройству тоже не могут сейчас найти водителей за 35 тысяч рублей…


Перевозчики объяснили градоначальнику, что многие не хотят водить автобусы из-за пробок.


- По большому счету нам всем надо потерпеть до октября 2012 года. Строительство и ремонт основных мостов, дорог, пешеходных переходов, развязок мы должны завершить к этому сроку, - пообещал Метшин.


Олег ПЛАТОНОВ