Совещание штаба фронта перед решающей битвой, а не заседание мирного ведомства напоминала вчерашняя итоговая коллегия Минобрауки РТ, которая прошла в казанской школе №146. Слишком часто выступающие произносили с трибуны: «стратегия», «направление удара», «цель», «приказ».


«Всехнее дело»


Школьный актовый зал, никогда не видавший таких «сражений», с трудом вместил всех его участников - директоров казанских школ, училищ и техникумов, ректоров вузов, начальников роо и гуо, а также представителей «смежных» ведомств, приглашенных на мероприятие, потому что, как выразился один из докладчиков, образование - это «всехнее» дело. «Главнокомандующие» - Премьер-министр РТ Ильдар Халиков и министр образования и науки Альберт Гильмутдинов расположились, как и положено, в президиуме.


- С нынешнего года мы решили все итоговое коллегии проводить в одном из общеобразовательных учреждений, - сообщил министр, открывая мероприятие, и сразу же перешел к сути. Он доложил, что в прошлом году по программе «Бэлэкэч» в республике открылось 53 новых детсада, а с учетом расширения действующих дошкольных учреждений, в республике появилось более 13 тысяч мест для дошколят.    


- Даже во времена Советского Союза в течение одного года столько не вводили! -  подчеркнул министр.


Язык до Кембриджа доведет


Большие успехи, по мнению министра, были достигнуты в прошлом году и в сфере среднего образования. Благодаря государственной целевой программе «Стратегия развития образования на 2010-2015 годы «Килэчэк», средняя зарплата татарстанских учителей за 2011 год выросла даже больше, чем планировалось - с 12698 рублей до 17851, а средний балл татарстанских выпускников по ЕГЭ превысил  среднероссийский почти по всем предметам. Подкачали только обществознание - 55,6 баллов; история - 50,7; испанский язык - 69  и английский -59,9. По России аналогичные показатели составили 57,1;  51,2; 70,1; и 61,2 балла соответственно.


- Почему наши дети 10-11 лет учат английский и не говорят по-английски? - задал вопрос залу Альберт Гильмутдинов. А поскольку народ безмолвствовал, сам на него ответил ответил: -  Потому что учителя плохо говорят по-английски!


В связи с этим в нынешнем году 300 из 3,5 тысячи татарстанских учителей английского планируется отправить на стажировку в Великобританию, в Кембриджский университет.  


Лучше в школе, чем дома


Что касается качества знаний учеников, то его теперь планируется проверять, не дожидаясь, пока ЕГЭ грянет. Фронтальное тестирование будет проводиться в 4-х, 6-х, 8-х и 10-х классах. А чтобы школьники не превратились в зубрилок-заучек, их будут не только учить, но и развивать во всех смыслах этого слова.  Для этого в Татарстане решено реализовать, как выразился Гильмутдинов, мегапроект «Школа после уроков», который предусматривает создание в каждой школе секций  и кружков по интересам.  


- Жизнь должна кипеть в школе до 9 вечера! - дал установку министр.


К прорыву в сфере всеобщей компьютеризации министр отнес тот факт, что сейчас на каждого девятого школьника в Татарстане приходится один компьютер, а на каждого учителя ноутбук. Кроме того, в школах повсеместно вводятся электронные учебники, электронные дневники и электронные журналы. Правда, пока наравне с бумажными. Но лишь пока…


- Татарстан - единственный субъект, который принял решение полностью перейти на электронный журнал, отказавшись от бумажного, - заявил Гильмутдинов.


Премьер-министр поинтересовался, есть ли на это разрешение федерального центра. Министр сообщил, что предложение  направлено в Москву, и ответ должен поступить со дня на день.


В плюс записал министр и процесс оптимизации сельских школ, с одновременным увеличением количества школьных автобусов (с 401 - в 2010 году до 609 - в прошлом), которые теперь разводят 13160 «оптимизированных» учеников по сельским дорогам.


С небес - на землю


- В 21 районе республики приняты незаконные решения о ликвидации школ, - опустил главного докладчика с небес на землю запрокурора Татарстана Фарит Загидуллин, когда ему предоставили слово.


Он также доложил, что в нынешнем году в школы республики недополучили 52% положенных им по закону учебников, и родители учеников вынуждены покупать их на свои деньги. Кроме того, в казанских школах, по словам запрокурора, продолжаются поборы, а из 1360 несовершеннолетних нарушителей закона, задержанных в прошлом году, 560 - учащиеся.


Председатель рескома профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров, который не значился в списке докладчиков, но попросил слова, объяснил, что повышенная зарплата учителей - это повышенная нагрузка: 28, а то и 38 часов нагрузки вместо 18, положенных по норме. И что большую часть своего рабочего времени педагоги вынуждены тратить на написание всяческих справок и отчетов для руководства.


 - Я специально подсчитал, что в одну из школ города с 9 по 31 декабря пришло 200 телефонограмм с требованием срочно предоставить те или иные сведения. Причем, сразу в двух видах - электронном и бумажном. Это же издевательство над учителями! - возмутился Прохоров.


Зал буквально взорвался аплодисментами.


В итоге - целый ноль!


Премьер Ильдар Халиков, подводя итог мероприятия, поддержал профсоюзного лидера. По его словам, количество справок, которые требуют сотрудники того или иного ведомства от своих подчиненных, порой «превышает все мыслимые и немыслимые пределы».


- Само понятие «пришлите мне справку» должно выйти из лексикона чиновников, - заявил Халиков. - Учительское время должна в первую очередь тратиться на учеников.


Премьер также напомнил, что с каждым годом Минобрнауки РТ получает все больше средств: в 2009 - 28 миллиардов, в 2010 - 32, а в прошлом - целых 41, 6 миллиарда! Но эти вложения, по мнению премьера, не работают.


Ильдар Халиков напомнил, что конечная цель любого образования - помочь человеку найти свое место в жизни. Выпускник, окончивший сначала школу, а затем вуз или ссуз, должен прийти на предприятие или в организацию не «полуфабрикатом», а готовым специалистом. У нас же молодежь зачастую учат не так и не тому.   


- Получается, мы вводим в заблуждение мальчишек и девчонок, а так же из родителей, как поется в песне, - сделал вывод Ильдар Халиков и предъявил отдельную претензию ректорам вузов: - Среди 55 вузов из 46 регионов России, которые признаны победителями конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, наших, как вы догадываетесь, целый ноль!


Но закончилась коллегия все же на оптимистической ноте: премьер вручил награды и благодарности всем работникам сферы образования республики, которые их заслужили по праву.


Елена МЕЛЬНИК