Одеть своих музыкантов в итальянские фраки и лакированные ботинки, устроить в Казани второй оперный фестиваль под открытым небом, создать антологию татарской музыки - это лишь часть планов главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского. Его программа-максимум заключается в том, чтобы покорить мир.

 

В оркестре всё должно быть прекрасно

 

Одной из главных задач, поставленных Сладковским для себя и своего оркестра в прошлом году, стала попытка покорить Москву. И это у него получилось. После двух аншлаговых концертов в столице Сладковскому поступило предложение, чтобы ГСО РТ в сезоне 2012/2013 выступал в рамках абонемента в Большом зале Московской консерватории. По словам дирижера, это лучшая площадка для симфонической музыки в России.

 

Но этого Сладковскому мало. В июне оркестр отправится на фестиваль в Австрию, также сейчас ведутся переговоры, чтобы поехать на фестиваль в Чикаго летом 2013 года.

 

- Сами по себе зарубежные поездки - это не цель, - признается дирижер. - Мне хочется вывести оркестр не только на новый международный уровень, но и на новый уровень менеджмента. Раньше у коллектива тоже бывали заграничные гастроли, но часто выходило так, что люди возвращались из-за рубежа за свой счет и на перекладных. Или последний случай, когда при мне оркестр ездил в Корею, где скрипач сломал руку. Ему отказали в медицинской помощи потому, что оркестранты не были застрахованы. Это было чудовищно. Моя задача сделать так, чтобы никаких оргвопросов - «куда и как ехать», «с кем играть», «в каких залах» не возникало. Я хочу довести оркестр до такого уровня в профессиональном смысле, чтобы мы могли работать с такими крупнейшими мировыми концертными агентствами, как «BMG» и «Columbia». Замечу, что до международного стандарта качества нам не так уж много осталось.

 

Чтобы оркестр производил нужное впечатление, Сладковский уделил внимание и внешнему облику музыкантов. При поддержке Правительства РТ он заказал в итальянском городе Кремона струнные инструменты ручной работы. Кроме того, на подходе - униформа для музыкантов: ею станут итальянские фраки и лакированные ботинки.

 

 «Белый волк» - для всего мира

 

У Сладковского есть еще одна цель - создать антологию татарской симфонической музыки, чтобы ее можно было продвигать на международном уровне.

 

- Увы, на Западе музыку татарских композиторов не слышал практически никто, там вообще не знают, что такие люди существовали. Моя задача - максимально расширить аудиторию. В одной из ведущих мировых звукозаписывающих компаний «Sony Classics», где все музыкальные направления расписаны по каталогам и имеют своих лидеров (к примеру, мы не можем предложить играть музыку Малера, так как есть венский оркестр, который позиционирует себя как эксклюзивный исполнитель его музыки), нам удалось договориться, что мы создадим свое направление - Татарстан. Это заинтересовало наших западных коллег, тем более в преддверии Универсиады.

 

Но встал вопрос, что играть и как привлечь аудиторию? Приняли решение, что начнем с композиторов, которые всемирно известны и имеют отношение к Татарстану и Казани. На первом диске будет музыка Софьи Губайдулиной. Второй мы посвятим уже ушедшим татарским классикам: Жиганову, Сайдашеву… Третьим диском станет современная опера на древнюю татарскую легенду «Белый волк». Ее мы продемонстрируем в рамках фестиваля «Казанская осень» в Кремле под открытым небом. Она сейчас находится в стадии сочинения, но мы уже озадачены поиском исполнителей. Думаю, в августе, после летних каникул, примемся за студийную работу. Технологии сегодня такие, что западные специалисты привезут в Казань всю необходимую для записи аппаратуру в двух чемоданах, мы закроемся в Большом концертном зале и примемся творить.

 

Ну а 30 августа, по словам Сладковского, под стенами Казанского кремля вновь состоится оперный концерт, аналогичный прошлогоднему. Гостем на нем станет итальянский тенор Роберто Аланья.

 

Олег ПЛАТОНОВ