С начала года в России начала действовать новая система индексации тарифов на услуги ЖКХ. Теперь тарифы будут повышаться не с 1 января, а с 1 июля, когда традиционно снижается потребление энергоресурсов. Тем не менее многие татарстанцы обнаружили, что уже декабрьские счета-фактуры неожиданно «потяжелели»… В ближайшее время у Минстроя РТ появится уникальная система слежения за коммунальными платежами по каждому многоквартирному дому в республике. Вот-вот появится и номер телефона, по которому абсолютно бесплатно можно будет жаловаться на жилищников и коммунальщиков.

 

Компьютер ошибся в большую сторону…

 

- Тарифы на услуги ЖКХ не могли измениться и не изменятся до июля месяца, - заверил журналистов на брифинге в «Татмедиа» министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин. - Другое дело, что могло вырасти потребление ресурсов. В декабре было холоднее, чем в ноябре, отсюда рост потребления тепла и горячей воды. Но те дома, где счета-фактуры выросли в два и более раз, находятся у нас на контроле.

 

В качестве примера неоправданного повышения жилищно-коммунальных счетов министр привел Альметьевск.

- Там произошел технический сбой в Едином расчетном центре, поэтому местная администрация извинилась перед жителями и прислала новые счета- фактуры. Подобные случаи есть и в других городах. Отмечу, что повышения не должно быть не только по тарифам, до июля в счетах-фактурах не должно появиться новых пунктов платежей, - подчеркнул Файзуллин. - В случае чего обращайтесь в местный департамент ЖКХ, но в первую очередь - в свою управляющую компанию.

 

Обращаться можно и в Минстрой - там с января действует штаб по недопущению роста платежей, который держит ситуацию под контролем.

 

Добро пожаловаться!

 

Сегодня в министерстве существует «горячая линия» с казанским номером телефона - 8(843) 231-15-77, куда можно высказывать претензии по поводу услуг ЖКХ. Скоро пожаловаться на жилищников станет еще проще. «Горячий» телефон с кодом 8-800 позволит бесплатно отправлять «кляузы» с любого номера в РТ, в том числе и с мобильного. Кроме того, скоро откроется сайт, на котором можно будет не только пожаловаться, но и проследить, на какой стадии находится ваше обращение. Наконец, в Минстрое готовятся ввести в действие уникальную систему мониторинга, которая позволит наблюдать за начислением платежей в каждом конкретном доме. В случае если траты жильцов покажутся министерским чиновникам чрезмерными, в управляющую домом компанию пришлют проверку из местного департамента ЖКХ.

 

Сами виноваты

 

- Чего только не придумают порой управляющие компании, каких только статей расходов не впишут в счета-фактуры, - посетовал на брифинге глава Госкомитета по тарифам РТ Раузиль Хазиев. - Как правило, беспорядок происходит в крупных управляющих компаниях. Они физически не могут эффективно управлять миллионами квадратных метров. И в этой ситуации отчасти виноваты сами жильцы, которые не проявляют должной активности. Нужно создавать мелкие УК и ТСЖ! Без этого порядка не будет. Максимум 300 тысяч квадратных метров жилья может находиться под управлением компании. Ученые посчитали, что человеку комфортно проходить пешком до какого-либо пункта назначения 800 метров. Если управляющая компания находится в этом радиусе, то и специалистам, и жильцам быстрее и легче установить контакт. Люди должны понимать, что сегодня ни региональная, ни федеральная, ни муниципальная власть не может участвовать в управлении жилфондом, который не находится в ее собственности. Полное государственное управление жильем вернуть уже нельзя. Хотя и прежняя система была несовершенной. Тогда жильцы тоже вовсю жаловались.

 

Экономных перепрограммируют

 

Главный по тарифам Раузиль Хазиев обнадежил владельцев двухтарифных счетчиков на электроэнергию. Напомним, что в связи с отменой зимнего времени экономным гражданам, установившим в квартирах двухтарифные электросчетчики, необходимо перепрограммировать их, а это стоит денег. Если в ближайших регионах затраты по перепрограммированию по своей инициативе взяли на себя компании - поставщики электричества, то в Татарстане такого меценатства не наблюдается. Возможно, потому, что владельцев двухтарифных счетчиков у нас гораздо больше, чем у соседей.

 

- Татэнергосбыт пока с такой инициативой не вышел, но мы его будем уговаривать провести перепрограммирование за счет компании, а не за счет населения, - сообщил Хазиев. - Не обещаю, что это коснется коттеджных поселков, однако в многоквартирных домах мы постараемся это сделать.

 

Олег ПЛАТОНОВ