Президент РФ Дмитрий Медведев объявил 2012 год Годом российской истории. По мнению главы государства, мы стали забывать о том, что у нашей страны - великое прошлое, поэтому к исторической науке пора привлечь внимание общественности.


А вы знаете историю?

Владислав ХАБАРОВ, завотделом научной реконструкции Национального музея РТ:


- Чем больше я изучаю историю, тем больше убеждаюсь, что я ее не знаю. Потому что чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов. Вот, например, сейчас мне поручено воссоздать мундир уездного следователя 1870 года. В принципе, я хорошо знаю этот период. Но вот уже пятый день мучаюсь над решением некоторых вопросов. Неизвестно, тулья у фуражки была бархатная или суконная? Две пуговицы на обшлагах надо делать или не надо? Примерно то же самое происходит, когда изучаешь какое-то историческое событие. Вроде всё давно известно, а как начинаешь углубляться в мелочи, понимаешь, что осталось еще много неясностей. Ведь существуют разные источники, из которых мы черпаем знания, разные точки зрения на одно и то же событие. Меня, например, очень интересует Отечественная война 1812 года, и здесь тоже немало спорных моментов. В этом году исполняется 200 лет, как армия Наполеона вторглась в Россию и потерпела здесь поражение. Кстати, будь я президентом, я бы назвал наступивший год в честь этого события.


Светлана МОРОЗОВА, бухгалтер супермаркета «Бахетле» (Казань):


- Не скажу, что в совершенстве. Слишком скучно нам ее преподавали в школе. И учебники были какими-то унылыми: большинство фактов поданы сжато, скупо, без лишних отступлений, которые могли бы объяснить, заинтересовать, зацепить. А вот если бы учебники были написаны как исторические романы, то изучать этот предмет было бы гораздо интереснее. Мне кажется, учителя истории должны тесно сотрудничать с учителями литературы. Чтобы темы у них пересекались. Ведь подробностями какого-то исторического события часто начинаешь интересоваться после прочитанного на эту тему романа. К примеру, меня в свое время очень увлекали французские романы про династии правителей, закулисные интриги и пр. Так что историю Франции я сейчас знаю лучше, чем отечественную.


Руслан МУСТАФИН, декан фармацевтического факультета КГМУ:


- К сожалению, не могу похвастаться хорошим знанием истории. Во время обучения в школе, университете, а впоследствии в аспирантуре меня больше занимали точные науки. Прежде всего - химия. Из гуманитарных дисциплин я в совершенстве овладел разве что английским языком. На мой взгляд, история - достаточно сложная для изучения дисциплина. В ней, как известно, много белых пятен. Есть события и целые периоды, в которых не могут до конца разобраться даже профессиональные историки. В нашей стране, да и за рубежом, много исторических документов лежит в спецхранилищах под грифом «секретно». И будут ли они обнародованы - большой вопрос.


Надежда КИСЛИЦИНА, частный предприниматель (Набережные Челны):


- А что такое история? Для меня - это художественный текст, который переписывается время от времени, с учетом новых политических реалий. Можно ли знать все эти художественные пересказы одних и тех же событий? Вряд ли. К тому же каждый человек интерпретирует прочитанный текст по-своему. Тем не менее, сопоставив множество разных версий, можно вычленить неопровержимые факты. Этим я иногда занимаюсь. Кстати, моя мечта: когда-нибудь предложить свою версию события, свидетелем которого я оказалась и которое уже ушло в историю.


Константин САННИКОВ, судебно-медицинский эксперт (Казань):


- Свои знания истории я оцениваю на три с большим минусом. Изучал ее только в школьные годы, теперь уже многое забыл. Хотя в школе у меня была очень хорошая преподаватель истории - заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР Жанетта Абрамовна Зайцева, много лет проработавшая директором казанской школы №122. К сожалению, в ноябре она скончалась… По моим наблюдениям, сегодня более-менее ориентируются в истории те, кому за 30, а вот молодежь «плавает», не ориентируется не то что в датах, в событиях, не имеет представления об исторических личностях. То ли им преподают плохо, то ли им это неинтересно.