В преддверии Универсиады власти республики все больше внимания уделяют экологии. Беспокоит состояние окружающей среды и простых татарстанцев: все мы хотим пить чистую воду, дышать свежим воздухом, гулять с детьми в красивых парках. Однако эти простые желания порой оказываются неосуществимыми. Впрочем, не всё так плохо…

 

Чистота - залог культуры


В минувшем году сотрудники Минэкологии РТ выполняли поручение президента Рустама Минниханова - проверяли санитарно-экологическое состояние 1333 объектов культурного наследия по всей республике.


Как рассказал начальник Госинспекции экологического контроля министерства Ильдар Салимуллин, инспектора обследовали территорию вокруг памятников: нет ли мусора, оборудованы ли подъездные пути и пр. В частности, это были дома, где жили или останавливались известные люди, например, дом Габдуллы Тукая в поселке Кырлай Арского района, дом-музей Ярослава Гашека в Бугульме, мечети и медресе, старинные кладбища и надгробные камни, водяная и ветряная мельницы в Балтасинском районе, валяльная фабрика 1870 года в Кукморском районе… По словам Салимуллина, нарушения нашли лишь на шести объектах: 1 находится в Заинском районе и 5 - в Казани. К остальным объектам культурного наследия претензий со стороны экологической службы нет.


Больше ядов нам не надо


С прошлого года в Татарстане не осталось просроченных пестицидов и ядохимикатов, долгое время хранившихся на складах в разных хозяйствах.


Как рассказала начальник отдела охраны земельных ресурсов Минэкологии РТ Наталья Бережная, с 2003 года из республики на утилизацию в Ленинградскую и Калужскую области вывезли 1331 тонну ядовитого груза. Цена избавления - порядка 60 миллионов рублей.


- Пестициды - как антибиотики, - сравнивает Бережная, - убивают не только вредителей, но и вредят полезным растениям, животным, поэтому мы нацеливаем сельхозпредприятия использовать их только в крайнем случае. Сейчас в Татарстане в основном применяют удобрения 3-го класса опасности, которые довольно быстро разлагаются, не накапливаясь в почве и растениях. Удобрения 1-го и 2-го классов опасности сейчас используются редко. Поэтому серьезных объемов просроченных пестицидов у нас больше просто не может образоваться. Если они и будут появляться в небольших количествах, ответственность за их утилизацию ляжет на плечи хозяина.


Без дыма и пыли электромобили


Экологически чистые электромобили начнут собирать в Елабуге в качестве эксперимента на базе автомобиля Fiat Ducato, который компания Sollers производит здесь уже три года.


Планируется, что первая партия будет предназначена для обслуживания объектов Универсиады. Как сообщил начальник отдела охраны атмосферного воздуха Минэкологии РТ Олег Кашеваров, доля автотранспорта в загрязнении атмосферы Казани - более 50%, поэтому экологически чистые авто внесут ощутимый вклад в очищение воздуха в столице.


А в Альметьевске, чтобы очистить воздух в городе, осенью прошлого года открыли объездную дорогу длиной 5,5 км, на строительство которой ушло почти десять лет и более полумиллиарда рублей из различных источников. Теперь большегрузы объезжают нефтяную столицу Татарстана стороной.


Спрессуем и сожжем


Сырой осадок, образующийся на очистных сооружениях городов и поселков, - проблема давняя. Только в Казани ежегодно образуется до 30000 тонн такого осадка - половина всего объема по РТ.


Если токсичный ил просто складировать на специальных полигонах, то, во-первых, они быстро переполнятся, а во-вторых, ядовитые испарения испортят воздух (те, кто живет по соседству с иловым складом в поселке Отары, знают об этом не понаслышке). Есть несколько вариантов использования осадка. Первый: обезвоживать его с помощью пресс-фильтров и превращать в сухие прессованные брикеты, что позволяет значительно сократить объем. Сухие иловые брикеты можно использовать как биотопливо - к примеру, на предприятии «Челныводоканал» ими обогревают рабочие помещения. Второй вариант: обеззараживать сырой ил и использовать его в качестве удобрения для городских клумб и питомников. Как сообщил зам. министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Равиль Каримов, в 2012 году в Казани планируется начать строительство завода по сжиганию осадка сточных вод с использованием получаемой тепловой энергии для обогрева производственных помещений.


Почвы попали в Красную книгу


2011 год ознаменовался для экологов выходом сигнальных экземпляров Красной книги почв Татарстана, подготовленной сотрудниками Института проблем экологии и недропользования АН РТ.


77% территории республики занимают пашни и сельхозугодья, а леса - 18%. Из-за того что не все пашни окружены деревьями (облесенность пашен в республике составляет всего 3%), ежегодно во время паводка и дождей смывается около 20 тонн почвы с гектара. Плюс ветровая эрозия… В общем, специалисты пришли к выводу, что татарстанскую почву нужно всячески беречь и охранять. Тем более что она - еще и важный объект для научных исследований. На территории республики есть почвы, которые формировались несколько тысяч лет назад. А поскольку они обладают биологической памятью и хранят в себе споры и семена растений, исследуя их, можно многое узнать о прошлом.


По всей строгости


Защитники природы сетуют, что несовершенство законодательства не позволяет штрафовать нарушителей так, как они того заслуживают. А за некоторые виды нарушений ответственность и вовсе не предусмотрена. В прошлом году татарстанские экологи выступили с несколькими законодательными инициативами.


В частности, они ратуют за понижение налоговой ставки для владельцев грузового транспорта и автобусов в том случае, если их выбросы не загрязняют воздух.


- В республике насчитывается порядка 900 тыс. автомобилей, - говорит Олег Кашеваров. - 800 тыс. из них - легковые, остальные - грузовые и автобусы различных форм собственности. Но, несмотря на то, что вторая категория численно меньше, именно она больше всего загрязняет воздух своими токсичными выхлопами.


Также, считают в Минэкологии РТ, нужны изменения в КОАП РФ, которые повысят размер штрафов за чрезмерную дымность и токсичность выхлопов автомобилей хотя бы до 2 - 4 тыс. рублей. Сейчас штрафы за загрязнение воздуха, накладываемые на водителей, ничтожно малы: 100 - 300 рублей. Еще экологи предлагают штрафовать любителей жечь весной сухую траву.


Нет сегодня законодательной базы и для того, чтобы обязать организации заключать договора о вывозе строительных отходов на специальные полигоны. В итоге инспекторам-экологам приходится отлавливать машины, которые отвозят мусор в овраги, леса, на берега рек, в общем, куда угодно, только не на полигон.


Евгения ЧЕРНОУСОВА