Болельщики команды «КАМАЗ-Мастер» разочарованы: впервые за последние десять лет челнинские гонщики остались за чертой призеров «Дакара». Зато все остальные поклонники автогонок в классе грузовиков в восторге: наконец-то на главное соревнование года вернулась интрига.

 

И то сказать, многолетняя гегемония челнинцев, выигравших восемь из девяти последних «Дакаров» (в 2008 году ралли-рейд не проводился из-за угрозы совершения терактов, а с 2009-го - из Африки перебрался в Южную Америку), утомила любителей автоспорта, пожалуй, не меньше, чем в свое время бесконечные победы Михаэля Шумахера в Формуле-1.

 

Но если остановить «красного барона» удалось лишь в результате внесения серьезных изменений в регламент соревнований, то в нашем случае всё произошло само собой. Год назад большой спорт оставили семикратный чемпион «Дакара» Владимир Чагин и его двукратный победитель Фирдаус Кабиров и их место заняла талантливая, но необстрелянная молодежь. И хотя Эдуард Николаев, финишировавший на «Дакаре-2011» третьим вслед за Чагиным и Кабировым, мог считаться перед стартом одним из фаворитов ралли-рейда, многолетние соперники челнинских гонщиков в лице голландцев Жерара де Роя и Ханса Стейси на «Ивеко» и чешского пилота Алеша Лопрайса на «Татре» вздохнули с облегчением. Одно дело «бодаться» с целой командой звезд, где «знамя», выпавшее из рук Чагина, всегда могли подхватить Кабиров или Ильгизар Мардеев, и совсем другое - соперничать с вчерашними дублерами, любой из которых вполне может не доехать до финиша.

 

Собственно, так оно и случилось, причем по злой иронии судьбы наши неприятности начались 5 января, когда отмечали свои дни рождения Владимир Чагин, приехавший на «Дакар-2012» в качестве менеджера и тренера команды, и техник Фоат Бегишев. Накануне на четвертом этапе между аргентинскими городами Сан-Жуан и Чилесито «КАМАЗу» Эдуарда Николаева, входившего в группу лидеров, пришлось сделать вынужденную остановку. Обычная история для конца скоростного участка, когда самые быстрые грузовики догоняют отставшие джипы. Николаев пошел на обгон, однако стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого внедорожника, который вследствие резкого торможения развернуло поперек дороги и вынесло на траекторию движения «КАМАЗа». Наш пилот сделал всё, чтобы избежать столкновения, но касание произошло, и в итоге наши ребята остановились, чтобы поставить перевернувшийся джип на колеса. Ошибка пилота внедорожника была настолько очевидна, что организаторы и спортивные комиссары компенсировали челнинцам время, потраченное на оказание помощи экипажу джипа. Оба участника инцидента продолжили движение и благополучно финишировали.

 

Однако история на этом не закончилась. На следующий день коллегия спортивных комиссаров «Дакара-2012» приняла решение… снять с гонки экипаж Эдуарда Николаева. Руководитель команды Семен Якубов прокомментировал это так:

- Джип перевернулся на бок, получив удар справа сзади. «КАМАЗ» повредил переднее колесо и бампер. Экипаж джипа на вопрос «все ли в порядке, какая помощь нужна?» ответил, что с гонщиками всё в порядке, надо помочь поставить джип на колеса, и они продолжат гонку. Без замены колеса грузовика движение к джипу было невозможно, поэтому наши ребята приложили максимум усилий для того, чтобы сделать это как можно быстрее. Вечером на бивуаке пилот джипа полностью признал свою вину в произошедшем. Комиссия сочла возможным в сложившихся обстоятельствах вычесть из результата Николаева потерянное время и тем самым сохранить за ним пятую позицию в общей классификации. Однако это решение не понравилось конкурентам, которые подали протест, требуя разбирательств. При этом инициатор протеста судьями не оглашается. Свидетели показали, что Николаев менял колесо на месте аварии, а в соответствии с регламентом в ситуации оказания помощи запрещено производить ремонт собственной техники независимо от обстоятельств. Из потерянных экипажем Николаева 17 минут судьи компенсировали только 11 с половиной. Факт замены колеса установлен, что и не отрицалось изначально. В итоге протест был удовлетворен. Формально всё правильно - повод был. Решение судейской коллегии окончательное. Экипаж с гонки снят.

 

В отсутствие Николаева неплохие шансы побороться за победу с ушедшими вперед голландцами де Роем и Стейси и чехом Лопрайсом имел Айрат Мардеев, но 10 января он сошел с дистанции из-за поломки двигателя, отремонтировать который на трассе оказалось невозможно. В тот же день механик, находившийся за рулем «Татры» Лопрайса, уснул, машина пересекла встречную полосу и несколько раз перевернулась. Механик получил открытую черепно-мозговую травму, а Лопрайс в день своего рождения травмировал спину - сломал два позвонка, и на этом гонка для них завершилась. Вот уж воистину день рожденья - грустный праздник.

 

«Оставшиеся в живых» Андрей Каргинов и Ильгизар Мардеев выступили достойно, но до пьедестала почета чуть-чуть недотянули. Каргинов финишировал четвертым, Мардеев-старший - пятым. Зато честь «КАМАЗа» поддержал экипаж Артура Ардавичуса из казахстанской команды «Астана». Машину для него готовил «КАМАЗ-Мастер».

 

Евгений АКСЕНОВ