Айрат Бик-Булатов на нашем местном литературном небосклоне – явление уникальное. Стоит лишь раз услышать авторскую декламацию, она будет вечно звучать строками его стихов. В стихах поэта неразрывно сплетены две стихии: интонация и смысл.


Досье: Айрат Бик-Булатов родился в 1980 году. В 2002 году окончил факультет журналистики и социологии Казанского государственного университета. Защитил кандидатскую диссертацию по истории журналистики ХIХ века. Был выпускающим редактором газеты «Наш студенческий формат», ответственным секретарем редакции газеты «Казанская ярмарка», несколько лет работал в журнале «Ялкын», был одним из организаторов литературного журнала «Квадратное колесо», вел программу «Аудиодневник» на радио «Эхо Москвы» в Казани».
В настоящее время Бик-Булатов – режиссер (редактор) службы национального вещания ГТРК «Татарстан», доцент кафедры журналистики КФУ. Пишет на русском языке. Автор нескольких поэтических сборников. В Набережночелнинском народном молодежном театре «Ключ» поставлен спектакль по его поэме «Вацлав Нижинский».



Прошедший год был для Бик-Булатова очень плодотворным. Он выпустил два поэтических сборника «Оратория молчания», «Романсеро. Волгарика», научное исследование «История отечественной публицистики XIX-XX веков», а в ноябре организовал фестиваль любительской культуры «ФесТех», ставший одним из ярких культурных событий года.



О месте поэта в современной России, противоборстве интеллигенции и власти, развитии культурной жизни Казани и о многом другом мы поговорили с Айратом Бик-Булатовым во время новогодних праздников.

– Айрат, слышал, что ты скептически относишься к так называемым «слэмам» (театрализованным поэтическим соревнованиям), некогда очень популярным в Казани. С чем это связано?

– Я нормально отношусь к слэмам, просто в столице Татарстана, на мой взгляд, им придавали чрезмерно большое значение, а ведь слэм – это всего лишь часть клубной культуры, где важно «не то, ЧТО ты читаешь, а КАК ты это читаешь». В 2007-2008 годах слэм превратился в самое разрекламированное поэтическое событие города и стал своеобразной визитной карточкой современной литературной Казани. Очень скоро все подобные мероприятия начали собирать беспрецедентное количество зрителей, иногда далеких от поэзии. Беда в том, что вместо признанных мастеров своего дела (Алексея Остудина, Тимура Алдошина, Алёны Каримовой и др) перед ними выступали молодые ребята, для которых главной целью было удивить зрителей, эпатировать их. Содержание стихов при этом играло третьестепенную роль. К тому же нужно понимать, что и не все стихи подходят под слэм. Это очень форматная вещь!

– Как считаешь, может ли литература влиять на общественные отношения, изменять сущностно человеческую природу?

– Может и делает. Но происходит это не топорно, не митингово, не директивно. Поэзия вещь интимная, она с тобою говорит по душам о самом важном. Она рассказала нам о любви, и мы узнали, что это есть ЛЮБОВЬ.

– Кого из современных казанских поэтов и писателей Ты выделяешь?

– В Казани есть десятка два хороших поэтов. Из них тех, кого бы я мог назвать «моими» по поэтике, после смерти глыб-шестидесятников (Виля Мустафина, Юрия Макарова, Рустема Кутуя), пожалуй, не осталось. Но есть просто хорошие поэты – тот же Тимур Алдошин, Анна Русс, Игорь Тишин, Алексей Остудин, Сергей Кудряшёв, Алёна Каримова, Андрей Абросимов, Николай Артюшкин, Вера Арямнова и другие.

- Как ты оцениваешь культурную политику городского руководства? С одной стороны, появления фестивалей «Сотворение мира», «Аксёнов-фест». С другой – ситуация с историческими зданиями, строительство в центре города многоярусных паркингов...

– Культурную политику мэрии оцениваю на «удовлетворительно», т.е. – небеспросветно. Действительно, появились интересные полезные фестивали. Но, что гораздо важнее, в прошлом году наконец-то начались позитивные изменения в сфере сохранения исторического облика Казани. Очень важную роль в этом сыграла замечательный казанский поэт, экскурсовод Олеся Балтусова. Ее назначение помощником Президента РТ – это важный сигнал, свидетельствующий о готовности власти прислушаться к тем, кто неравнодушен к своей истории и культуре. Конечно, не хотелось бы, чтобы все это осталось «декларацией о намерениях», но происходящее все же лучше чем ничего. Значит, не зря мы ходили на митинги «Против разрушения «Черного озера», не зря Олеся организовывала экскурсии для Президента по разрушающейся Казани.



К сожалению, до сих пор многие подлинно культурные явления города находятся в упадочном состоянии, не получая необходимой финансовой поддержки со стороны властей. Выходит, мы не даем возможности жителям города мотивированно заниматься творчеством. У нас так и не появилось нормальной учебной киностудии, на ладан дышит студия кинохроники, совершенно не финансируется деятельность лучшего молодежного театра России «Ключ» (Набережные Челны). Таких примеров много. Ну, где это видано, чтобы имеющий статус международного театральный фестиваль «Действующие лица» более 7 лет проходил только благодаря самоотверженной бескорыстной работе актеров-ключевцев?! Мы практически не отслеживаем судьбу нашей талантливой молодёжи, уехавшей учиться в московские творческие вузы (ГИТИС, ВГИК и т.д.), не предлагаем им проекты здесь.

Все именитые фестивали города делают акцент на российских и мировых знаменитостях («Сотворение мира», «Мусульманское кино» и др), забывая о национальных кадрах.

Также меня удивляет, что мы до сих пор ничего не знаем об идеологии культурной программы в период Универсиады, а ведь до 2013 года осталось всего ничего. Недавно, правда, известный галерист Марат Гельман заявил, что на культурных мероприятиях в рамках студенческих игр упор будет сделан на «актуальном, а не национальном искусстве», что не может не настораживать. В любом случае, такие важные концептуальные решения должны выноситься на широкое обсуждение.

– Было бы интересно узнать твое мнение об «Аксёнов-фесте». Какие видишь плюсы и минусы данного фестиваля?

– Плюсы достаточно очевидны. Что касается минусов, то меня, в первую очередь, не устраивает низкий профессиональный уровень журналистов, освещающих данное мероприятие. В этом году, скажем, практически незамеченным прошел визит одного из лучших писателей и сценаристов современности Юрия Арабова (сценарист фильмов «Фауст», «Юрьев день», «Полторы комнаты», «Доктор Живаго», «Дело о мёртвых душах» и т.д.). Это говорит, во-первых, о том, что наши журналисты, культурные обозреватели – люди, зачастую, ленивые. Во-вторых, что у фестиваля плохая пресс-служба, которая не может сакцентировать пишущую братию на действительно важные события. И в пример им приведу пресс-службу нашего татарстанского Союза театральных деятелей, прекрасно работающую.



Далее – у фестиваля идёт какая-то несменяемость действующих лиц. Одни и те же Кабаков, Попов, Васильева путешествуют в Казань из года в год, Мессерер – также был на первом фестивале, из-за этого теряется интерес у публики к фестивалю. Мне кажется, у оргкомитета есть некий кризис идей, и я бы предложил формулу сменяемости председателя оргкомитета, не умаляя заслуг заведующего лит. частью фестиваля Ирины Барметовой, главного редактора журнала «Октябрь». Я бы предложил формулу, аналогичную той, что действует на кинофестивалях, где и председатели жюри, а часто и программные директора – фигуры сменяемые.

– В декабре многие культурные деятели (Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Борис Акунин, Леонид Парфенов и др.) выступили на митингах «Против фальсификации выборов»? Как ты считаешь – это начало размежевания интеллигенции с властью или просто локальное выражение недовольства отдельных граждан? И вообще, должен ли «служитель муз» вмешиваться в политическую борьбу, или достаточно его творческого самовыражения?

– Между властью и интеллигенцией всегда будет существовать определенное напряжение, и более того – должно существовать. В этом и есть функция интеллигенции: не бояться говорить с властью с позиций гуманизма, нравственности, защиты униженных, борьбы с несправедливостью. Напоминать, что главная ценность у нас – это всё-таки человек. Власть не привыкла думать такими категориями, и надо ей об этом напоминать. Это наша задача. Иногда приходится это делать даже на митингах, иногда получается иначе, конструктивнее. Штука в том, что власти-то тоже нужна интеллигенция, какая бы она, подчас и «кое-где у нас порой» авторитарная не была. Власти нужен вдумчивый и равный собеседник, патриот не какой-то конкретной системы, но своего народа и Отечества.

– Планируешь ли ты в ближайшее время организовывать новые поэтические фестивали, выпускать новые книги?

– Я организовал свой фестиваль буквально в ноябре этого года, он стал фестивалем любительской культуры "ФесТех", хотя рабочее название имел "БикБулатов-фест". Возможно, и в 2012 году его сделаем, где-нибудь в конце августа. Есть ещё несколько интересных медийных-проектов, связанных с поэзией, которые мне предложили делать либо помогать делать, но пока я не могу об этом говорить. Если всё произойдёт, то это будет уже в первом полугодии 2012-го, и вы скоро всё узнаете.


Беседовал Тимур КАРИМОВ, фото из личного альбома А.БИК-БУЛАТОВА