Ограничения на количество поездок по социальному проездному вступили в силу в республике с 1 января. Отныне татарстанцы, имеющие право на льготный проезд в общественном транспорте (пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, дети из многодетных семей и пр.), могут совершить по единому проездному не более 30 поездок в месяц.  

Из двух зол - меньшее


Постановление, устанавливающее лимит на поездки по социальному проездному, премьер-министр республики Ильдар Халиков подписал 19 декабря. Причина столь непопулярного решения перед Новым годом - у государства не хватает средств, чтобы компенсировать транспортным компаниям расходы на перевозку льготников. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Казани. При стоимости автобусного билета 18 рублей транспортники получали от государства всего 9 рублей 44 копейки за каждую льготную поездку. Предполагается, что с 1 января за счет уменьшения количества поездок АТП перестанут терпеть убытки.


Перед тем как было принято правительственное постановление, в Минтрансе РТ просчитали социальные последствия введения лимита. По данным министерства, в настоящее время количество граждан, относящихся к льготной категории пассажиров, составляет свыше 1 миллиона человек. При этом только 16,5% льготников приобретают единый социальный проездной билет - это 180 тысяч человек. Из них около 50 тысяч совершали в месяц менее 30 поездок и до введения лимита. Правда, есть и такие льготники, которые используют проездной 200 раз в месяц, но их - всего 103 человека.

 

Казань, площадь Свободы, 9 января 2012 г.

Пожилые татарстанцы требуют от властей вернуть все на круги своя


Размышляя над тем, как сократить издержки транспортных компаний - ввести лимит для льготников или повысить стоимость проезда в общественном транспорте для всех, чиновники решили выбрать из двух зол меньшее. В противном случае от непопулярной меры пострадало бы гораздо больше народу.


Не обманешь - не поедешь


Для льготников не только ввели лимит на поездки, но и повысили стоимость самого проездного. Если раньше за него нужно было заплатить 322 рубля, теперь - 342. Кое-где на местах это обернулось чистейшим абсурдом. К примеру, в Чистополе билет на автобус стоит 10 рублей. Спрашивается, зачем пенсионеру покупать социальный проездной за 342 рубля, если те же 30 поездок за наличные обойдутся ему в 300 рублей?..


Впрочем, не исключено, что обиженные льготники попытаются обмануть государство и все-таки получить свою выгоду… Ведь если в крупных городах действуют электронные проездные, которые будут автоматически блокироваться после 30 поездок, то в остальных населенных пунктах в качестве социального проездного сейчас используются пачки отрывных купонов. При этом ничто не мешает пенсионеру обратиться в два почтовых отделения и прикупить себе парочку социальных проездных в виде купонов. Этот процесс пока никем не контролируется. А если учесть, что социальные проездные считаются действительными на территории всех муниципальных образований РТ, льготникам ничто не мешает купить бумажный социальный проездной в районе, а ездить по нему в Казани. В связи с этим вполне возможно, что столичные кондукторы снова начнут требовать у иногородних льготников оплатить свой проезд, как это уже случалось во времена введения электронной транспортной карты.


Олег ПЛАТОНОВ, фото Шамиля АБДЮШЕВА