Многие татарстанцы проводят зимние каникулы в теплых странах, куда только самолетом можно долететь. Но из-за участившихся случаев адержки рейсов авиапассажиры, порой, встречают Новый год в худшем случае в кресле аэропорта, в лучшем - в кресле самолета. В конце декабря 2010 года из-за «ледяного дождя», обрушившегося на многие регионы, возникли сбои в работе крупнейших аэропортов страны, которые, по данным ассоциации туроператоров России, коснулись более 20 тыс. человек. А не далее как в ночь на 24 декабря 2011 года туристы из Казани, которые планировали слетать на католическое Рождество в Прагу, едва не остались на сочельник в аэропорту.  

Выяснилось, что причина задержки сразу нескольких рейсов - ДТП на взлетном поле. Прибывший из Ульяновска тяжелый «Руслан», который должен был отправить несколько казанских вертолетов в Индию, не вписался в поворот, съехал со взлетно-посадочной полосы «в кювет» и застрял в сугробе, перегородив полосу и разлив топливо. Чтобы ликвидировать последствия ЧП, сотрудникам аэропорта понадобилось более 10 часов. В результате были отложены 7 рейсов, в том числе «Казань - Прага». Кстати, в середине ноября из-за неблагоприятных погодных условий - сильного тумана в аэропорту столицы Чехии - был задержан обратный рейс. И пассажиры вынуждены были ждать в Праге погоды 18 часов.


Еще одно ДТП на взлетной полосе стало причиной задержки вылета в Санкт-Петербург 14 декабря нынешнего года. Выполнявший рейс «Як-42» с 80 пассажирами на борту, как поется в известной частушке, «налетел на тягача». Авария случилась, когда тягач транспортировал самолет к взлетной полосе для запуска двигателя: жесткая сцепка сорвалась, и «Як» по инерции въехал машине в зад. В результате у самолета оказался поврежден обтекатель локатора и авиапассажиры узнали, что они не летят «в Ленинград». По крайней мере на этом самолете. Многие сдали билеты и вылетели в Северную столицу самолетами других авиакомпаний. Остальным пришлось ждать посадки более 10 часов.


Примерно столько же приходилось ожидать посадки авиапассажирам и в конце ноября - начале декабря, когда на Татарстан обрушились метели и обильные снегопады.


Но с погодой не поспоришь. Неисправность самолета - тоже уважительная причина. Уж лучше хорошо сидеть в аэропорту, чем плохо лететь «на честном слове и на одном крыле». Но ведь существует еще и «человеческий фактор». Например, как мы уже писали, 30 сентября пассажирам рейса «Казань - Москва» авиакомпании «Татарстан», которые уже заняли свои места в салоне самолета, никто не объяснил причину почти часовой задержки вылета. Как потом оказалось, ждали опаздывающего коммерческого директора авиакомпании. Видимо, аргумент, что «начальство не опаздывает, а задерживается», оказался весомее, чем «семеро одного не ждут». Правда, транспортная прокуратура и суд с этим не согласились, и авиакомпания была оштрафована на 30 тысяч рублей.


- Перевозчик обязан оказывать услуги в соответствии с четкими должностными инструкциями и правилами, утвержденными Минтрансом РФ, - прокомментировала ситуацию главный специалист-эксперт отдела Роспотребнадзора по РТ Ирина Ельчанинова. - Там сказано, какие обязанности есть у авиакомпании и аэропорта по отношению к клиентам. Это предоставление и отеля, и питания, и так далее. А если отмена или задержка рейса произошла по вине перевозчика, авиапассажиры имеют право сдать билеты за полную стоимость и потребовать возмещения материального ущерба, если он был нанесен этой задержкой, а также - компенсации морального вреда. Другое дело, в этих правилах нет четкого определения понятия «вины» перевозчика. Пассажирам могут объяснить причину задержки погодными условиями, а на самом деле у авиакомпании просто не хватило самолетов на все запланированные рейсы. В спорных случаях пассажир имеет право жаловаться в органы Роспотребнадзора или в транспортную прокуратуру. Будет проведена проверка, и если выяснится, что в задержке виноват все же перевозчик, можно смело обращаться к нему с претензией, а в случае отказа - идти в суд. Правда, придется запастись терпением: дело в суде может рассматриваться очень долго.


Так, например, казанской семье, которой в январе прошлого года подпортила зимний отпуск в Таиланде непунктуальность авиакомпании из Санкт-Петербурга «Северный ветер», только в декабре нынешнего года удалось отсудить положенное. Супруги с несовершеннолетним сыном должны были вылететь в Бангкок 23 января 2011 года в 20 часов 40 минут, заселиться в заранее забронированный номер отеля, а через сутки отправиться к месту отдыха - на остров Самуи. Но, вместо того чтобы осматривать достопримечательности Бангкока, туристы просидели более 17 часов в казанском аэропорту в ожидании вылета. Представитель перевозчика объяснял задержку соображениями безопасности - мол, в самолете устраняют неисправность. Но прокурорская проверка показала, что «у авиакомпании не было обеспечено наличие воздушных судов в количестве, определяемом графиком оборота с учетом их резервирования». 13 декабря 2011 года Советский райсуд удовлетворил иск туристов на сумму 21667 рублей, в том числе на 10 тысяч - в счет компенсации морального вреда.


Елена МЕЛЬНИК