Такое решение принято на Всероссийской VIII научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности регионального книгоиздания», которая завершилась в Казани.

 

Место встречи изменить нельзя 

Этот форум проводит Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ): каждый год в одном из регионов страны собираются представители издательств, книгораспространители и исследователи книжной культуры - чтобы обсудить вопросы развития отрасли. Первая такая конференция состоялась в 2007 году в Казани. Затем ее принимали другие города, и вот Казань вновь пригласила профессионалов книжного дела из 23 городов, в том числе 9 столиц национальных республик. В подготовке конференции активно участвовало и Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», а также Татарское книжное издательство. 

- Казань за последние годы очень преобразилась, - поделился с «Событиями» впечатлениями от визита в столицу республики гендиректор московского издательства «Белый город» Константин Чеченев, который является президентом Ассоциация книгоиздателей России. - Татарстан - пример того, как можно в рамках единого государства оставаться самодостаточной, интересной, самобытной республикой, где с одинаковой скоростью и восстанавливаются памятники истории, и возводятся самые современные здания. И в плане книгоиздания и книготорговли здесь проблем гораздо меньше, чем в некоторых других регионах. Например, у вас при библиотеках работают небольшие книжные магазины. Мы восемь лет не можем добиться от государства отменить запрет на торговлю в госучреждениях культуры, а у вас уже это есть. Потому что Татарстан - это регион, где ставятся амбициозные цели, и в основном они достигаются. Принимая нашу конференцию, руководитель Республиканского агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов предупредил, что, мол, нам не нужно мероприятие для галочки, нам нужна серьезная идея, которую мы будем реально воплощать. И сам предложил такую идею - сделать Татарстан самым читающим регионом России. И я верю, что так и будет. Ведь почему у вас сейчас так развиты все виды спорта и столько спортивных объектов? Потому что всё это активно культивировалось и пропагандировалось на государственном уровне. Так вот, если в Татарстане, так же как спорт, будет поддерживаться книжное дело, то республика обязательно станет самым читающим регионом в стране. 

Не отходя от кассы

Несмотря на то, что мероприятие носило узкопрофессиональный характер, проблемы, которые на нем обсуждались, касаются каждого. Ведь за последние 20 постсоветских лет Россия скатилась с позиций самой читающей страны. Сейчас, по данным Роспечати, наша страна по числу издаваемых книг и брошюр занимает четвертую строчку в рейтинге мирового книгоиздания вслед за Китаем, США, и Британией. А среднестатистический россиянин читает всего 9 минут в день. За последние пять лет средний тираж одной книги сократился более чем на четверть (27,1%), а средний объем одного экземпляра издания упал почти на 8%. Падает и объем продаж.

По мнению специалистов, одна из причин снижения российского печатного рейтинга - недостаточная «охваченность» регионов как издательским делом, так и грамотным продвижением местной печатной продукции. И АСКИ предложила в Казани свои варианты решения этой проблемы. Один из них - создать во всех книжных магазинах России информационные центры: что-то вроде книжного инфомата и банкомата «в одном флаконе». Покупатель, не отходя от кассы местного книжного магазина, сможет найти в таких «книгоматах» и купить нужное ему издание, даже если оно лежит на полке магазина в другом городе или даже в другой стране. Причем по той цене, по которой оно продается там. И буквально через несколько дней получить заказ на месте. 

- Такой книжный инфомат будет располагать базой данных не только торговых сетей, но и издательств, - рассказывает Константин Чеченев. - И если книги нет в продаже, ее можно будет доставить прямо «со станка». 

Местным найдут место 

Предложили участники форума и способ продвижения продукции региональных издательств на федеральный и даже мировой рынки. 

- На одном из семинаров была презентована технология, по которой местные издатели смогут передавать нашей компании электронные файлы своей продукции, - рассказывает Чеченев. - Книга будет распечатываться в Москве и продаваться через федеральные сети и на 35 электронных площадках, подключенных к общемировой сети. Эта книга может быть там незаметна среди миллионов, но зато она уже будет в базе. И если кому-нибудь понадобится, ее сразу же распечатают или доставят покупателю в электронном виде. Мы планируем запустить в России этот проект уже в этом году. А в Казани ощутили особую поддержку наших предложений со стороны руководства Татарстана. 

Особенно актуально такое ноу-хау для Крыма, который в этом году впервые принял участие в книжной конференции. 

- Мы только входим в российский контекст, - говорит представитель издательского дома «Коктебель» из Феодосии Дмитрий Лосев. - Но уже видим огромные перспективы в плане продвижения нашей продукции. Мы ведь всегда издавали книги на русском языке: о российской истории, о русских писателях и художниках, творчество и судьба которых неразрывно связаны с Крымом. А в Украине такая литература «нетитульная». Там так называемые национальные деятели переписывают историю по-своему. Я как-то в одном учебнике прочитал, что Айвазовский - великий украинский художник. Мы такое печатать не могли. Поэтому объем продаж у нас был довольно скромный. Теперь же, когда мы напрямую вышли на российский рынок, я надеюсь, дела пойдут в гору. 

Но и традиционные формы торговли печатной продукцией, по мнению Чеченева, нужно активнее развивать в регионах. Ведь в стране - огромный дефицит книжных магазинов, и Татарстан - не исключение. К тому же единственная татарстанская книжная сеть «Книжный двор» разорилась в прошлом году, и в республике остались только федеральные сети. А они неохотно берут на реализацию национальную и региональную литературу, которая составляет большую часть продукции, выпускаемой местными издателями. Не потому, что она не востребована или плохого качества. А потому, что федеральные сети имеют ограниченную линейку ассортимента, заточенную на среднестатистического покупателя. В итоге создается парадоксальная ситуация: местный издатель выпускает интересную, уникальную книгу, но она годами пылится на складе. А ведь кто-то ищет на полках магазинов именно эту книгу, но не находит. 

Продал книгу - получил фигу 

Однако «книжных королей» трудно винить в создавшейся ситуации. Ведь все они коммерсанты, и без прибыли работать не могут. Отсюда - вторая причина падения российского печатного рынка: низкая рентабельность издательской отрасли и книготорговли и как следствие - снижение тиражей. Многие печатники сетуют, что даже на этом уровне они держатся скорее не «благодаря», а «вопреки» законам рынка. 

- В 90-е годы в России издательская деятельность, а также торговля печатной продукцией в течение восьми лет не облагалась НДС, - говорит Чеченев. - В начале 2000-х налог не только вернулся, но стал одним из самых высоких в мире - 10%. Причем такой же процент НДС закладывается и в продажи, плюс - логистика и транспортировка, а в итоге - книга становится в прямом смысле дорогим подарком и недоступной для большинства населения. При этом во многих странах «книжный» НДС равен нулю. Например, в Украине и в Англии. Во Франции он составляет 5,5%, а в Германии - 7%. Мы давно добиваемся отмены НДС, но до сих пор безуспешно.

Решить эту проблему можно только на уровне федерального правительства. А вот система грантов, по мнению Чеченева, может поддержать печатную отрасль и на местном уровне. Это своеобразный госзаказ на познавательную, учебную, национальную и другую социально значимую литературу.

Светлана Платова, директор сети магазинов «Книжный барс» в Рязани, полностью согласна с коллегой. Несмотря на то, что ее сеть входит в десятку самых успешных российских книжных магазинов. 

- Да, бизнес наш действительно низко маржинальный. И скоро книжные магазины можно будет заносить, извините за тавтологию, в «красную книгу». В 90-х годах их в России было 90 тысяч, а сейчас - не более 1,5 тысячи. Потому что мы «бесхозные»: нет в государстве профильного ведомства, которое бы курировало эту отрасль. И хотя, казалось бы, всем ясно, что книга - объект культуры, мы не относимся ни к министерству культуры, ни даже к Роспечати. И при этом некоторые государственные деятели возмущаются, что в книжных магазинах продается такая литература, как словарь ненормативной лексики. Да потому что пользуется спросом и приносит прибыль! Сделайте так, чтобы книготорговцы могли себе позволить продавать настоящую литературу, тогда и спрашивайте с них! 

Платова отметила, что между Татарстаном и ее родным регионом много общего: «Казань - Рязань» звучит похоже, на гербе республики - барс и в названии ее магазина - барс. Но ситуация на книжных рынках - разная. Рязанский «Книжный барс» пока выживает - благодаря прямым поставкам от издательств, высокой оборачиваемости, невысокой арендной плате и невысоким ценам на товар. 

- По словам ваших торговых операторов, в столице Татарстана арендная плата - очень высокая, - рассказывает Платова. - И чтобы открыть здесь крупноформатный книжный магазин, нужна определенная поддержка со стороны местной власти. 

По мнению вице-президента АСКИ России Олега Филимонова, который много лет занимался изданием детской литературы, ее нужно поддерживать в первую очередь, потому что если человек в раннем возрасте не выработает привычку держать книгу в руках, он никогда не вырастет грамотным человеком. 

- Издание детской литературы - один из самых затратных секторов отрасли. Ведь кроме всего прочего нужно соблюсти все гигиенические требования к этой продукции - к краскам, бумаге. Да еще продать книжку по такой цене, чтобы она прибыль принесла. Поэтому неудивительно, что тиражи детской книги в России подают. Я считаю, нормальный тираж для «малышовой» литературы - 1,5 - 2 миллиона. Так было в советские времена. Теперь такие тиражи для нас фантастика. Сейчас даже самые лучшие книги издаются тиражом в 3 - 5 тысяч экземпляров. Если же они хорошо продаются, в течение года тираж может возрасти до 50 - 80 тысяч. Но это потолок. В регионах еще хуже положение. В Татарстане, например, для любой книжной продукции - 3 тысячи экземпляров - это практически предельный тираж. А книги некоторых изданий, особенно университетских, еле дотягивают до 1 тысячи. Поэтому цена книги выше, а самое главное, она не выходит за пределы региона. И это большая проблема, которую мы попытались сдвинуть с мертвой точки. Мы надеемся, что всё намеченное в рамках нашей конференции будет реализовано.