Канатная дорога через Казанку, траволатор от Кремля до ж/д вокзала, современный речпорт в Елабуге, новые трамвайные линии в Набережных Челнах и Нижнекамске -  это далеко не весь перечень объектов, которые вошли в программу развития транспортной системы республики на 2014-2020 годы. Остается один вопрос: хватит ли на все денег?..


До вокзала - на траволаторе

Любопытных проектов в программе, которую Кабмин РТ утвердил  в декабре, немало. К примеру, в 2017 году в столице республики начнется строительство пассажирской галереи с траволатором (это эскалатор, который движется по ровной поверхности) от Кремля до железнодорожной станции «Казань-1». Многие жители и гости города неоднократно высказывали недовольство, что добраться до ж/д вокзала, особенно с большими чемоданами, сегодня проблематично. А новая полуторакилометровая галерея обеспечит комфортное перемещение пассажиров на вокзал от станции метро «Кремлевская». Аналогичный траволатор сегодня работает в московском аэропорту «Шереметьево». Потратить на нестандартное решение проблемы планируют 1,2 млрд рублей.

Еще один оригинальный проект для татарстанской столицы - строительство канатной дороги от НКЦ «Казань» через реку до развлекательного комплекса «Ривьера». Раньше ходили разговоры, что такую дорогу могут провести от казанского речпорта до Верхнего Услона, но республиканские власти не смогли найти инвесторов. Весной президент Татарстана встречался с представителями французской фирмы РОМА, которые успешно запустили канатную дорогу в Нижнем Новгороде в 2012 году. Там она связывает центр города с пригородом и пользуется большой популярностью. Цена билета - 70 рублей, но по нему можно кататься весь день. Власти Татарстана планируют потратить на канатную дорогу через Казанку 360 млн рублей, ее строительство начнется в 2017 году и закончить к Чемпионату мира по футболу.

Также в столице Татарстана планируется завершить строительство первой ветки  метрополитена и начать возведение второй. Всего на эти цели из республиканского бюджета хотят выделить 7 млрд рублей, однако ввод в эксплуатацию только одной станции «Дубравная» в 2015-2016 годах «съест» 5 млрд.

Изменения в транспортной системе коснутся и жителей республики. Программа предусматривает развитие троллейбусного движения в Альметьевске, а также открытие новых трамвайных маршрутов в Набережных Челнах - от улицы Беляева по проспекту Сююмбике до остановки «Пединститут» и в Нижнекамске - от проспекта Строителей до разворотного кольца на улице Южной.

Газуй, газуй

Если вышеописанные проекты планируется осуществить в течение несколько лет, то переход общественного транспорта на газомоторное топливо уже начался. В 2013 году  году автотранспортные предприятия республики закупили 262 автобуса с газовыми двигателями. Новые машины в ближайшее время появятся в Казани, Челнах, Нижнекамске, Альметьевске Бугульме, Буинске Азнакаево, Мамадыше.

Татарстан стал пилотным регионом в стране, который переводит на газовое топливо общественный транспорт, коммунальную и строительную технику. В целом такие машины стоят дороже обычных, с бензиновыми двигателями. Но 2,5 млн рублей транспортным предприятиям компенсируют из федерального  и республиканского бюджетов. Кроме того, транспортники сэкономят на топливе, - которое обойдется дешевле в среднем на 30-40 %.

Как уверяют в Минтрансе РТ, техника на газовом топливе гораздо меньше вредит экологии. Метан - не токсичный природный газ, который почти в два раза легче воздуха. При разгерметизации оборудования он сразу улетучивается. Поэтому на открытом воздухе и в проветриваемых помещениях даже при утечке большого количества газа нет никакой опасности взрыва.

Заграница нам поможет

Что касается остальных проектов Минтранса, то на 2015-2016 годы намечена модернизация аэропортов «Бугульма» и «Бегишево», который находится между Нижнекамском и Челнами. В 2018 году наконец стартует реконструкция железнодорожной станции «Зеленый Дол». Тогда же в Елабуге планируют приступить к строительству современного речного порта. Потратят на это около 5 млрд рублей. По поводу развития речного туризма республиканские власти надеются, что ситуацию спасут иностранные суда. После вступления нашей страны в ВТО они получили право бороздить воды России. Как известно, наши туристические теплоходы находятся не в самом лучшем состоянии, при этом путевки на них стоят дорого.