Три вертолетные площадки планируется построить в Татарстане вдоль федеральной трассы М-7 - в Набережных Челнах, Зеленодольском и Рыбнослободском районах, чтобы повысить шансы на спасение тех, кто тяжело пострадал в автокатастрофах. О пополнении авиапарка медиков речь  пока не идет.


На недавнем заседании Кабмина РТ министр здравоохранения Адель Вафин заявил, что вдоль трассы М-7 «Волга», в удаленных от медицинских центров местах,  будет построена сеть вертолетных площадок. Сроки строительства и источники финансирования определит Минтранс республики. По мнению Минздрава, площадки необходимы в Зеленодольском, Мамадышском, Мензелинском, Актанышском и Рыбнослободском районах, где от трассы до ближайшей больницы машинам «скорой помощи» приходится добираться более полутора часов. Вафин отметил, что доставлять пострадавших в ДТП авиация сможет не только в РКБ в Казани (где имеется своя вертолетная площадка), но и в Набережночелнинскую БСМП (здесь площадку предстоит построить). Оба медучреждения имеют статус травмоцентров первого уровня.

- В настоящее время список планируемых для строительства вертолетных площадок сократился с семи до трёх. Специалисты Минздрава решили, что в первую очередь они нужны в Зеленодольском, Рыбнослободском районах и Набережных Челнах, - сообщил Интертат.ру руководитель отделения экстренной и планово-консультативной помощи РКБ (санавиация) Ильдар Шигапов. - В автограде  площадку планируется  разместить в радиусе одного километра от БСМП. Когда начнется строительство, пока неизвестно.

Шигапов подчеркнул, что РКБ на сегодня - единственный в республике медцентр, имеющий не только взлетно-посадочную площадку, но и два вертолета: Ми-8 и американский Robinson. С начала года медики совершили 148 вылетов (в 2012 году -178).  

- На самом деле мы обслуживаем не только РКБ. По договорам работаем с ДРКБ, МКДЦ и другими клиниками. В случае загруженности своих вертолетов, обращаемся к авиапредприятиям Татарстана. У нас есть контракт, к примеру, с компанией «Ак Барс Аэро», в распоряжении которой имеются около десятка подходящих для медиков вертолетов. Но их технику мы арендуем редко, - говорит руководитель службы санавиации РКБ.

Оно и понятно: один летный час вертолета стоит более 80 тысяч рублей.

- Все вылеты санавиации оплачиваются по линии обязательного медицинского страхования, - пояснил Шигапов. - На 2014 год республика заявила тариф - 87 тысяч рублей за час. По общероссийским меркам это скромно. В некоторых регионах он достигает 150 тысяч рублей. Например, в высокогорной местности, где добраться до пострадавших очень сложно. На тарифах, видимо, сказывается и разная стоимость топлива в регионах.  

Ильдар Шигапов уверен, что санавиация Татарстану жизненно необходима, причем в самом буквальном смысле этого слова.  

- Медики вылетают на место, когда в вопросе жизни и смерти счет идет не на часы, а на минуты. На автоаварии обычно отправляются высококлассные реаниматологи и нейрохирурги, которых в районных и сельских больницах попросту нет.  В некоторых случаях задача авиации - оперативно доставить тяжелых пострадавших в клинику для полной диагностики на высокотехнологичном оборудовании. Увы, но пока о покупке дополнительных вертолетов для санавиации в республике речи не идет, - констатирует врач.


Наталия ВАСИЛЬЕВА


Кстати


По данным МВД по РТ, ежегодно в Татарстане в ДТП погибают около 700 человек. Две трети смертельных исходов происходит на дорогах, расположенных вне населенных пунктов.  По сведениям Минздрава РТ, на 1 декабря 2013 года число погибших достигло 645 человек, большинство из них скончались до приезда «скорой».