Решение о том, где и когда начнется строительство высокоскоростной магистрали  «Москва-Казань», скорее всего, будет принято в первом квартале следующего года. Чтобы не сносить жилые дома и дачные постройки близ Казани, ВСМ могут пустить по волжским островам. Тем временем «Ласточки», которые курсируют сейчас между ж/д вокзалом и аэропортом Казани и страдают от нехватки пассажиров, решено отправить на время Олимпиады в Сочи.


- Мы ожидали, что вопрос о строительстве высокоскоростной магистрали решится на уровне Правительства РФ  в конце 2013 года, и работы начнутся уже в начале следующего, - рассказал казанским журналистам на видеоконференции глава Горьковской железной дороги Анатолий Лесун. - Но, скорее всего, ясность наступит в первом квартале следующего года. Соответственно, строительство начнется в конце 2014-го.

По мнению Лесуна, несмотря на все возражения противников, ВСМ - это огромный шаг в сторону прогресса, цивилизации и развития экономики.

- В проекте будут задействованы и металлургия, и машиностроительная отрасль, - пояснил глава РЖД. - Только на время строительства  ветки от Москвы до Казани будет создано 80 тысяч новых рабочих мест. А когда по ней начнут ходить скоростные поезда, для эксплуатации понадобится 30 тысяч человек… Сегодня мы чуть ли не единственная страна в Европе, где не развито высокоскоростное железнодорожное движение. Пора догонять развитые страны.

Лесун знает о том, что предварительный план строительства ВСМ, опубликованный на сайте Минтранса РТ, вызвал протест со стороны жителей казанских поселков Займище, Юдино и прилегающих дачных массивов. Люди боятся потерять свои участки и дома и уже провели по этому поводу несколько митингов.



- По предварительным подсчетам, большого ущерба жителям близлежащих территорий строительство ВСМ не нанесет, - обещает Лесун.- В частности, сейчас рассматривается вариант строительства по островам, расположенным в русле Волги.  

Замначальника ГЖД по Казанскому региону Александр Черемнов тоже считает, что паниковать раньше времени не стоит:


- Сегодня нельзя говорить о том, что целые поселки пойдут под снос из-за строительства ВСМ, как писали на плакатах митингующие в Казани. Это абсолютно беспочвенные заявления. Просто некоторые организации пытаются заработать себе таким образом  дешевый авторитет. Тот вариант строительства, который вызвал столько шума, предварительный. Даже облетая данную территорию на вертолете с руководством РЖД мы поняли, что маршрут требует корректировки. Сейчас существует масса вариантов, при которых вообще не придется сносить частные дома  и дачи. Один из них - возвести эстакаду на подходе к железнодорожной станции «Казань-2». Сейчас проектные институты как раз и занимаются тем, что оценивают стоимость и целесообразность каждого варианта.  

Черемнов рассказал, что Минтранс РТ разработал любопытный проект, согласно которому скоростные пути будут проложены не до станции «Казань-2», а к международному аэропорту «Казань». И это предложение также не лишено логики.

Предполагается, что окупаемой ветка ВСМ «Москва-Казань» станет через 22 года. После этого можно будет рассчитывать на прибыль. По словам Лесуна, в высокоскоростном составе будет четыре типа вагонов: премиум, бизнес, первый класс и эконом. Рассчитанная на сегодня стоимость проезда в эконом-классе - от 2 до 4 рублей за километр. Если учесть, что расстояние до Первопрестольной около 800 километров, то цены вполне приемлемы.


Запустить движение планируется в 2019 году.

Тем временем стало известно, что «Аэроэкспресс», запущенный в Казани в этом году от ж/д вокзала до аэропорта, испытывает острую нехватку пассажиров. В сутки он совершает  9 рейсов туда и столько же обратно, при этом его услугами пользуются всего 350 человек.


На время зимнее Олимпиады-2014 руководство РЖД с одобрения республиканских властей решило перебросить казанские «Ласточки» в Сочи. В Казани их заменят новыми, но куда менее комфортными электричками. После Олимпиады «Ласточки» обещают вернуть.