Набережночелнинский автогигант одним из первых среди крупнейших представителей российского бизнеса откликнулся на призыв Владимира Путина выводить свои капиталы из заграничных офшоров. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин объявил о старте соответствующих процедур.    


О необходимости деофшоризации российского бизнеса Путин говорил еще в прошлом году. А весной нынешнего, во время банковского кризиса на Кипре, когда счета многих российских компаний, державших там капиталы, оказались замороженными, президент сыронизировал: дескать, держали бы денежки на Родине, не попали бы в такую ситуацию.  

Наконец, в ежегодном  послании Федеральному Собранию президент России уже без всяких шуток предупредил, что «зарегистрированным в иностранной юрисдикции нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии», и что им «должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием».

- Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции, - доходчиво объяснил Путин.

Несколько гигантов российского бизнеса сразу откликнулись на посыл президента, в том числе ОАО «КАМАЗ».

Гендиректор Набережночелнинского автогиганта Сергей Когогин заявил:


 - Мы считаем идею деофшоризации абсолютно правильной. В отношении акций ОАО «КАМАЗ» акционеры провели обсуждения и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию.

Такая быстрая реакция руководства «КАМАЗа» неудивительна.  Государство всегда поддерживало челнинский автогигант. Владимир Путин в качестве премьер-министра побывал на предприятии в разгар финансового кризиса - в декабре 2008-го и протянул ему «руку помощи» с десятками миллиардов рублей. Потом Путин приезжал на «КАМАЗ» в 2010 и 2011 годах.  

Отметим, что почти половина уставного капитала ОАО «КАМАЗ» - 352 907 550 акций, принадлежит государственной корпорации «Ростехнологии». Однако в числе его  акционеров есть и такие, которые зарегистрированы в офшоре - на Кипре: Avtoinvest Limited (Автоинвест Лимитед) с 147 189 843 акциями, что составляет 20,81% уставного капитала и Decodelement Services Limited (Декодэлемент Сервисиз Лимитед), у которого  19 301 535 акций - 2,73%. Правда, кто является конечным бенефициаром этих островных акционеров, не в силах выведать даже правоохранительные органы. Ведь офшорная зона - это, как говаривал великий комбинатор Остап Бендер, «полная тайна вкладов, то есть организации»! Поэтому вряд ли «заграница нам поможет», если только сами офшорные акционеры добровольно не согласятся перейти под российскую юрисдикцию или передать свой пакет отечественным бенефициарам.

По какой схеме будет проходить деофшоризация «КАМАЗа» и как скоро завершится, неизвестно.


- Я ничего не могу добавить к тому, что уже сказал Сергей Когогин, - сообщил Интертат.ру руководитель пресс-службы челнинского автогиганта Олег Афанасьев, к которому мы обратились за комментариями. - Могу только отметить, что необходимость этой процедуры обсуждалась внутри компании как минимум полгода. Насколько она будет продолжительной, я тоже пока не готов ответить.