Экс-гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин дисквалифицирован судом за долги по зарплате: в течение года он не сможет занимать руководящие должности в организациях и на предприятиях любой формы собственности. Как утверждают в Прокуратуре РТ, именно из-за огромных долгов авиаперевозчиков по зарплате Татарстан занимает первое место в ПФО по этому параметру.   


Об огромных долгах татарстанских авиакомпаний перед своими работниками Интертат.ру писал уже не раз («Первым делом - самолеты, ну а денежки - потом», «Полеты без «посадок»). По информации Гострудинспекции в РТ, на 1 ноября «Ак Барс Аэро» задолжала 739 сотрудникам 48 млн 600 тыс. рублей, «Татарстан» - 30 млн 269 тыс. - 688 сотрудникам. Причем долги образовались не вчера, и руководство обоих предприятий-должников не раз было оштрафовано за нарушение, но  суммы от этого практически не уменьшались.

Как выяснилось, Татарский транспортный прокурор еще в июне пытался дисквалифицировать гендиректора авиакомпании «Татарстан» Аксана Гиниятуллина, но суд прекратил дело по… малозначительности. Однако оно было инициировано повторно.

Как сообщил Интертат.ру председатель Лаишевского райсуда Фирдавис Фазлиев, материал, собранный Татарской транспортной прокуратурой о дисквалификации тогда еще действующего гендиректора АК «Татарстан», поступил  мировому судье участка № 1  в начале ноября. На 18 ноября назначили очередное заседание. Но накануне произошла авиакатастрофа и слушание дела отложили до 29 ноября. В итоге  окончательное решение мировой суд принял только 13 декабря. При этом определил нарушителю самое мягкое наказание: вместо трех лет дисквалификации, предусмотренных законом, - только год.

Впрочем, и это решение, которое пока еще не вступило в законную силу, Аксан Гиниятуллин, который, как известно,  4 декабря покинул пост гендиректора авиакомпании «Татарстан» по собственному желанию, вполне может обжаловать.  

По словам прокурора отдела № 1 управления по надзору за исполнением федерального законодательства  Прокуратуры РТ Андрея Выжлова, татарстанские авиаперевозчики тянут вниз всю республику: из-за их огромной задолженности по зарплате Татарстан  занимает первое место в ПФО по этому параметру.

- Если на 1 января нынешнего года общая по республике задолженность составляла 40 миллионов 421 тысячу рублей, то на 1 декабря  она достигла 156 миллионов, - констатирует Выжлов. - Рост произошел за счет транспортных авиапредприятий.

Тем не менее к уголовной ответственности руководители компаний-авиаперевозчиков пока не привлекались.  

- Для возбуждения уголовного дела сумма задолженности не имеет значения, - пояснил  Выжлов. - Для этого нужно, чтобы срок полной невыплаты  составлял больше 2,5 месяца, при этом руководитель имел возможность вовремя платить зарплату, но намеренно не делал этого, расходуя поступающие на счет предприятия средства на другие нужды. Например, на покупку оборудования.

По итогам 11 месяцев года более 800 руководителей в республике были привлечены за невыплату зарплаты к административной ответственности (15 из них - дисквалифицированы, остальные оштрафованы). А уголовных дел возбуждено 13. Причем 9 из них - по требованию прокуроров.

Так, 26 ноября в Апастовском районе возбудили дело в отношении владельца ООО «СХП Рахимов» - после того как прокурор провел проверку по жалобам работников предприятия. Выяснилось, что начальник с июля недоплатил им 318 тысяч рублей. Если считать «на душу населения»,  долг вроде бы небольшой - по 10 - 15 тысяч  каждому. Но для сельских тружеников это большие деньги. Зато себе, любимому, руководитель ни в чем не отказывал: по данным следствия,  на 36 тысяч он купил себе мобильный телефон, на 33 тысячи - автопокрышки и т.д.

А буквально на днях под следствием оказалась строительная фирма ООО «Экоресурс», которая зарегистрирована в Казани, но практически всю деятельность ведет в Нижнекамском районе. Предприятие задолжало своим 200 работникам около 7 миллионов рублей. А в отношении руководителей АТП «Бугульма-междугородник» возбуждено уголовное дело за долг по зарплате более 1 миллиона рублей…

Кстати, по последним данным Прокуратуры РТ, предприятия сельского хозяйства уже давно не в первых рядах в рейтинге злостных неплательщиков зарплаты. На сегодняшний день они задолжали трудящимся всего 13 миллионов рублей. На втором месте после воздушных перевозчиков - обрабатывающая отрасль с долгом в 24 миллиона,  на третьем - строительная, где сумма задолженности достигла 19 миллионов.