На защиту своих домов готовятся встать жители нескольких казанских поселков, чьи земельные участки могут быть изъяты под строительство высокоскоростной ж/д магистрали. В минувшие выходные они провели очередной протестный митинг, на котором побывали и представители Минтранса РТ. Однако после общения с чиновниками у народа появилось еще больше вопросов. Тем временем Интертат.ру провел небольшой опрос жителей республики на тему «Нужна ли нам ВСМ?».


Напомним, поводом для волнения жителей поселков Юдино, Займище, Октябрьский и близлежащих садовых обществ стала карта, согласно которой согласно которой строительство высокоскоростной ж/д магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, затронет эти территории. Но поскольку карта весьма схематичная, у жителей сразу возникли вопросы: где же все-таки пройдет ВСМ, сколько участков изымут под строительство и что предложат людям взаме. В минувшие выходные в поселке Юдино прошел митинг местных жителей, на который собралось порядка 800 человек. Народ в очередной раз пытался добиться от чиновников конкретики. Однако никаких внятных ответов от представителей Минтранса РТ не прозвучало. 



Как пояснил Интертат.ру руководитель инициативной группы граждан Тимур Валеев, людей больше всего возмущает отсутствие информации.

- При этом на сайте минтранса Татарстана продолжает висеть тот самый рекомендованный вариант строительства, из которого видно, что что строительство ВСМ затронет несколько поселков и коснется более тысячи человек. При этом по правилам по обеим сторонам железнодорожных путей должны быть зона резервации, то есть пустырь. Значит, под ВСМ  попадут еще больше участков. Но пока никаких уведомлений об изъятии земель нам не приходило и это плохо, - отмечает Валеев.

По словам активиста, люди опасаются, что земли у них будут выкупать по кадастровой стоимости, которая ощутимо ниже рыночной. При этом представители Минтанса РТ якобы обмолвились, что изъятие будет проходить по упрощенной схеме - в укороченные сроки. Следовательно, у людей останется меньше времени для обжалования сумм компенсации. По этой причине некоторые жители уже сейчас начали проводить независимую оценку своих участков, чтобы встретить «врага» во всеоружии. Причем как в переносном, так и в буквальном смысле.

- Настрой у людей боевой, - предупредил Валеев. - В этих поселках живет немало охотников, которые готовы с оружием в руках защищать свои дома. Для многих дело даже не в деньгах, которые предложат государство за земли - люди в принципе не собираются расставаться со своими участками и домами. Я сам не так давно купил участок в Юдино и уже год веду строительство, потратив на это несколько миллионов рублей. Хотя, конечно, будут и те, кто согласится на переезд. Здесь есть и неблагополучные семьи, у которых дома-развалюхи - они будут рады, если им дадут хотя бы однокомнатную квартиру в городе… В принципе мы не против строительства ВСМ, но почему она должна пройти непременно через жилые поселки, а не в обход Казани?  

Тем временем Минтранс РТ  действительно не может сказать ничего конкретного по поводу строительства ВСМ. Как сообщила Интертат.ру пресс-секретарь министерства Наиля Клевлеева, предварительный план строительства, размещенный на их сайте, необходим для обоснования инвестиций в проект. При этом пока Правительство РФ в вопросе о финансировании ВСМ взяло паузу - сейчас идут многочисленные согласования и точно ничего сказать нельзя.

- Но, как уже говорилось ранее, мы настаиваем на том варианте строительства, который минимизирует затраты на ВСМ и не затронет имущественные интересы жителей поселков, - подчеркнула Клевлеева. - Кстати, 26 декабря министр Ленар Сафин на заседании Госсовета РТ должен ответить на все их вопросы. Ведь жителям прямо на митинге предложили сформулировать все свои вопросы и передать их через депутатов фракции КПРФ, которые там присутствовали.


Роберт ИСХАКОВ


Опрос в тему

Кроме жителей поселков, которые  боятся за свое имущество,  тревогу по поводу амбициозного плана  строительства ВСМ в Татарстане бьют экологи, которые переживают, что стройка нанесет ущерб природе. Интертат.ру решил спросить у тех, кто ни относится ни к тем, ни к другим…

Нужна ли нам ВСМ?

Марат БАДУРТДИНОВ, начальник Черемшанского отдела судебных приставов УФССП по РТ:


- Технический прогресс всегда наносит определенный ущерб окружающей среде, но его нельзя остановить. Нужно просто искать разумный компромисс. Во всех цивилизованных странах скоростные поезда есть. А ведь у нас такая огромная территория! На самолете небезопасно летать, и погода не всегда летная, на поезде - слишком долго ехать. Я вот недавно отдыхал в санатории в Сочи. Это 2,5 часа на самолете, билет туда-обратно стоит 12,5 тысячи. На поезде - двое с половиной суток и 6 тысяч за билеты. Человек теряет либо деньги, либо время. Если бы у нас была такая магистраль до Сочи и билет стоил где-то посередине, я бы, конечно, выбрал ее. И в Москву бы поехал с удовольствием на выходные, со всей семьей. В субботу бы мы из своего села в Казань приехали, а через три часа - уже в столице. Два дня - на экскурсии, а вечером в воскресенье уже дома.

Альбина ФАТТАХОВА, фермер (деревня Старая Михайловка, Альметьевский район):


- Скоростной поезд лично мне не нужен. А зачем? Мне 72 года, никуда сейчас не езжу. Мне бы с кредитами на хозяйство расплатиться, а не на поездах кататься. Но молодежи магистраль нужна. Вон сейчас сколько машин на автотрассах! Все на машинах ездят - и в Казань, и в Москву, и в Нижний Новгород. А с этим поездом, может, посвободнее станет.

Кадрия ХИСМАТУЛЛИНА, начальник отдела Управления Росприроднадзора по РТ:


- Безусловно, нужна. Скоростная магистраль повысит качество нашей жизни на порядок, обеспечит свободу передвижения. Я сама с удовольствием буду ей пользоваться. Другое дело, что этот проект, как любой другой, должен пройти государственную экспертизу на предмет экологической безопасности, чтобы люди, которые живут рядом, и природа не пострадали. К примеру, в мире скоростные магистрали оборудуют антишумовыми экранами, применяют и другие современные технологии, которые заметно снижают вред окружающей среде.

Игорь МАТВЕЕВ, индивидуальный предприниматель (Казань):


- ВСМ необходима. Мобильность - главное сегодня, особенно для предпринимателей. Сел на скоростной поезд, не успел оглянуться - ты уже в Москве. Конечно, можно и на самолете, который летит полтора часа, но пока доберешься до аэропорта, пройдешь регистрацию, а если еще и рейс задержат… К тому же ВСМ должна пройти через крупные города, до которых сейчас добираться не очень удобно. Я вот периодически езжу на родину в Чебоксары. По «железке» туда напрямую не доберешься. Те, кто без машины, трясутся в автобусе 2,5 - 3 часа. А по высокоскоростной магистрали обещают за 40 минут довезти.

Мария ИЛЬИНА, искусствовед (поселок Васильево, Зеленодольский район):


- Мне от этой высокоскоростной магистрали ни жарко, ни холодно. В Москву езжу редко, могу и в поезде лишние часы проехать, мне не в тягость. При этом, учитывая наше раздолбайство и коррупцию, мне кажется, что по такой дороге и ездить-то небезопасно будет.