Полностью отказаться от использования номеров экстренных служб «01», «02» и «03» в пользу «112» планируется в России через пять лет. Татарстан был первым регионом стране, кто начал использовать единый номер. Сейчас на него поступает по несколько тысяч звонков в день. Правда, большинство из них пока  не связаны с просьбами о помощи.


Напомним, система «112», которая является аналогом американской «911», позволяет по единому номеру связаться с любыми экстренными службами, причем как со стационарного, так и с мобильного телефона. Ее внедрение в Татарстане началось еще в 2009 году, с тех пор в службу «112» было инвестировано порядка 160 млн рублей, или около 40 рублей на каждого жителя республики.

В итоге эксперимент признан успешным, на днях в Казани состоялась госприемка системы «112», которую теперь будут внедрять по всей стране.

- Дело в том, что с прошлого года Россия состоит в ВТО, членство в которой обязывает  страну иметь единый номер вызова экстренных служб «112», - рассказал сегодня на брифинге в Доме правительства глава МЧС РТ Рафис Хабибуллин. - Мы были первыми в России, кто начал внедрять эту систему. Ведь, как известно, кто первым начнет, тот и получит финансирование в первую очередь - так и получилось. В пилотном режиме мы начинали работать в 10 муниципальных районах, которые расположены вдоль трассы М7. Сейчас номером «112» может пользоваться весь Татарстан. В день на этот номер поступает около 4 тысяч звонков. Только за ноябрь было зафиксировано 114 тысяч вызовов. А всего с начала работы единого номера на него поступило больше 1,8 млн обращений. Однако лишь 30% обращений связаны с вызовом экстренных служб. В остальных случаях люди обращаются за справочной информацией: как проехать куда-либо, как найти какой-либо объект и пр. Нужно понимать, что «112» - это не справочная, а номер для вызова экстренных служб.  

Кстати, на номер «112» можно не только звонить, но и отправлять СМС-сообщения, которые  равнозначны звонкам - экстренные службы обязаны на них реагировать. При этом глава республиканского МЧС предупредил, что если кому-то захочется пошутить и отправить ложный вызов, то его быстро вычислят - звонящего не спасет даже услуга «антиопределитель номера», которую предоставляют многие сотовые операторы.

Министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов в свою очередь сообщил, что центр обработки вызовов системы «112» находится на территории IT-парка в Казани. В нем работают 42 человека и на каждого в час приходится по 200 звонков. Чтобы разгрузить операторов, в начале следующего года аналогичный центр приема звонков должны открыть в Набережных Челнах - часть вызовов будет направляться туда.

- Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по ликвидации происшествия будут приняты в минимальные сроки, - заверил Шайхутдинов. - Механизм работы у системы такой, что любое обращение, поступающее на номер «112» фиксируется и не дает возможности оставить его без внимания.. Кстати, заявки диспетчерами принимаются на русском, татарском, английском, немецком и испанском языках.