Сегодня в Татарстане объявлен траур в связи с авиакатастрофой, унесшей полсотни жизней, которую владелец самолета - авиакомпания «Татарстан» называет всего лишь «авиационным происшествием». По факту возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта…». По такой же статье сейчас судят обвиняемых по делу о крушении теплохода «Булгария». Кстати, на борту погибшего самолета тоже когда-то было написано «Bulgaria Air».  


Сегодня утром в Республиканском бюро судмедэкспертизы началось опознание погибших пассажиров рейса № 363 «Москва - Казань».   Поскольку тела сильно обгорели при пожаре, судмедэксперты попросили родственников по возможности принести на опознание стоматологические формулы. В некоторых случаях для идентификации останков потребуется генетическая экспертиза.



Большинство пассажиров рейса № 363 были жителями Татарстана, которые возвращались из Москвы. Среди них - сын президента РТ Ирек Минниханов и руководитель УФСБ по РТ Александр Антонов. Также в самолете находились 9 москвичей и двое иностранцев: Маргарита Ошуркова из Украины и Донна Каролина Булл из Великобритании. В числе погибших также были двое детей - девочки 11 и 15 лет. Как сообщил вице-премьер РТ Юрий Камалтынов, всем родственникам погибших будет выплачено по 1 миллиону рублей из резервного фонда РТ. Кроме того, они получат по 2 миллиона рублей в качестве страховой выплаты.

Предварительные версии катастрофы журналистам вчера около полуночи озвучил первый заместитель руководителя СУ СКР по РТ Марат Зарипов - техническая неисправность самолета либо ошибка экипажа. Впрочем, третьего в подобных ситуациях, как правило, и не дано.  Не исключалось также, что причиной крушения стали погодные условия - сильный боковой ветер  и дождь.



Напомним, совершая посадку в международном аэропорту «Казань», самолет «Боинг-737» по каким-то причинам не смог приземлиться с первой попытки и запросил разрешение уйти на второй круг. Диспетчер ответил согласием. Пролетев над полосой, пилот попытался набрать высоту, но не смог. Самолет пролетел около 150 метров и задел крылом землю, повредив при этом топливный бак. По словам очевидцев, огненная струя сначала ударила в небо, потом самолет загорелся и рухнул. По данным МЧС РТ, обломки «Боинга» разлетелись в квадрате 500 на 500 метров. Точная причина катастрофы будет установлена после расшифровки бортовых самописцев.



По факту крушения самолета Приволжским следственным управлением на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело. Оно расследуется по статье 263-й части 3-й УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Ночью следователи допрашивали работников диспетчерской службы и авиакомпании «Татарстан», которой принадлежал на условиях лизинга сгоревший «Боинг-737». Расследование взял под личный контроль глава СК России Александр Бастрыкин, который прибыл сегодня в Казань. Следствие сейчас рассматривает разные версии трагедии, за исключением, пожалуй, теракта. В частности, отправлены на экспертизу образцы топлива, которым заправлялся разбившийся «Боинг-737» в аэропорту «Домодедово» перед вылетом в Казань - возможно, с ним что-то было не так?..   

Между тем уже известно, что возраст погибшего «Боинга» был достаточно солидным - 23 года. По информации, размещенной на  тематическом сайте aviation-safety.net, авикомпания «Татарстан» - седьмая в списке его владельцев. Предыдущими эксплуатантами самолета были авиакомпании Франции, Уганды, Румынии… Примечательно, что во время эксплуатации самолета в Болгарии на его борту фигурировала надпись «Bulgaria Air».  

Стоит отметить, что и за рубежом, и в России погибший самолет уже был замечен в «авиационных происшествиях». Об одном из таких ЧП Интертат.ру писал 28 ноября прошлого года: «Полетали и встали». Борт вылетел из Казани по расписанию - в 7 утра, но в воздухе командир экипажа обнаружил неисправность и принял грамотное решение: выработав всё топливо, вернуться в порт отправления. Через 53 минуты после взлета воздушное судно приземлилось в международном аэропорту «Казань» и 71 пассажиру был предоставлен резервный борт. По версии Казанского следственного отдела Приволжского межрайонного следственного управления на транспорте СКР, который проводил проверку обстоятельств инцидента, «Боинг-737»-500 совершил вынужденную посадку из-за того, что в воздухе произошла разгерметизация салона. Правда, в авиакомпании «Татарстан» утверждают сейчас, что прошлогодняя неприятность произошла с другим самолетом «Боинг-737»-500.

Как сообщается на официальном сайте СК РФ, сейчас в авиакомпании проводится выемка документации, в том числе - о предполетных проверках самолета. В качестве основных версий по-прежнему фигурируют  техническая неисправность и ошибка пилотирования. Что касается погодных условий, то в Росгидромете сообщили, что они были нормальными для такого типа самолетов.

В пользу первой версии говорят свидетельства тех, кто днем в воскресенье прилетел на том же «Боинге» в из Казани в Москву. По их словам, самолет совершил довольно жесткую посадку: воздушное судно сильно трясло и раскачивало, и некоторые пассажиры даже запаниковали.

Однако хозяева взорвавшегося «Боинга» заверили Интертат.ру, что самолет был абсолютно исправен:  


- Это всё надумано, - прокомментировала ситуацию пресс-секретарь авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова. - Так бывает, что когда что-то случается, некоторые  люди начинают чувствовать себя к этому причастными и «вспоминают»  то, чего не было. На самом деле у самолета не было никаких технических неполадок. Перед вылетом в «Домодедово» он успешно прошел оперативный техосмотр. И никаких причин, чтобы отменить вылет, не было. 23 года для такого типа самолета - это нормальный возраст. Он, конечно, не новый, но и не старый. Самолету может быть всего 5 лет, при этом он может быть в ужасном состоянии. Наш «Боинг» регулярно проходил техобслуживание и  был в хорошем состоянии.  

Кроме сгоревшего «Боинга-737»-500 в авиакомпании «Татарстан» находится в эксплуатации «Боинг-737»-400. По словам Гульназ Миннихановой, самолет никто не собирается снимать с рейсов, и билеты на него никто не сдает.

Кстати, пассажиру, который хочет воспользоваться услугами авиакомпании «Татарстан»,  довольно проблематично узнать, на каком именно самолете он полетит: в расписании рейсов, размещенном на официальном сайте компании, нет таких сведений. А вот на сайтах судовладельцев найти подобные сведения не составляет труда. Впрочем, это не помогло пассажирам «Булгарии».

Отметим, что на 1 октября этого года авиакомпания «Татарстан» была самым крупным должником в республике по зарплате -  37,8 млн руб.

 

фото - Никита Перфильев/Ridus.ru