В Зеленодольском районе РТ власти взялись окультуривать цыган, которые хоть и живут в селе Айша около 15 лет, но все еще являются для местного населения чужаками. Начать решили с прекрасной половины табора. Для цыганок организовали курсы по кулинарии, косметологии, гигиене и парикмахерскому искусству. На одном из таких занятий  побывала корреспондент Интертат.ру   


Уроки для цыганок проходят раз в неделю, по средам, в доме цыганского барона. Сбор - в шесть вечера.

- Вон тот коттедж и есть дом барона, - подсказали мне направление жители Айши. О своем соседстве с цыганами местные говорят неохотно: мол, живем бок о бок, куда ж деваться, но «от них только антисанитария и беспокойство».

В вечерних сумерках кирпичный дом барона с подсвеченной террасой кажется огромным. Вокруг него скромно притулились фанерно-дощатые домики простых цыганских семей.


 



В ответ на мое появление из всех щелей появляются дети, и тихая улица мгновенно заполняется гамом. «Сними меня! И меня!» - прыгают перед фотокамерой чумазые цыганята. Вслед за детьми выходят взрослые мужчины и запрещают мне фотосъемку. Объясняю: приехала к вашим женщинам, у них тут каждую среду мастер- классы, сегодня вот косметологи будут учить макияжу и маникюру. Ромы недоуменно смотрят на своих жен. Те лукаво улыбаются и провожают меня в дом барона.



Переступаю порог дома и сразу попадаю в гостиную, являющуюся одновременно и кухней. Евроремонт, дорогие шторы, белый кожаный диван, круглый деревянный стол, картины. Дальше этой комнаты, вглубь дома, чужакам ход закрыт.

Самая старшая в таборе цыганка, 65-летняя Вера Кандара, настороженно расспросив про цель визита, приглашает за стол на чашку цыганского чая (в стакан кладут чернослив, курагу и заливают кипятком). Откуда-то из глубины дома выходит сам барон Роман Янашевич. Глава табора не похож на киношных цыганских баронов - обычный пенсионер в поношенном  свитере. Статус выдает только усыпанный бриллиантами перстень на правой руке. 



- Как относитесь к тому, что ваши женщины учиться решили? - интересуюсь - Да еще у вас в доме.

- Нормально отношусь. Пусть занимаются, учатся вашей культуре, в жизни пригодится, молодым особенно, - лаконичен барон.

- Это в исполкоме Айши нам предложили встречаться с учителями, ну мы и согласились, - включается в разговор бабушка Вера, дымя сигаретой. Она руководит женским миром табора, к её советам прислушиваются мужчины и даже барон.  

-  Наши женщины сами выбирали, чему хотят учиться. На прошлой неделе первая встреча была. Повар приходил, учил нас готовить татарскую еду, лепешки пекли, мясо с луком жарили, - рассказывает пожилая цыганка. - Потом мы показали свою, цыганскую еду. Все продукты сами купили. Когда приготовили, сели за стол, вместе всё съели. Девочкам понравилось. Если и дальше всё хорошо пойдет и власти нам помогут, сделаем салон.

«Салоном» бабушка называет металлический гараж у дома. Вера Кандара уже строит планы, как его утеплить и обустроить, чтобы проводить там женские собрания.  Кстати, цыганские девочки вступают во взрослую жизнь рано. Замуж их выдают в 14-17 лет и только за цыган. Образование у всех цыган на уровне 3-5 классов. Больше незачем, считают родители. Научились дети читать и считать - достаточно.

По словам бабушки Веры, их табор Катляа обосновался в Айше лет пятнадцать назад. Сейчас в нем 15 семей - всего более ста человек. Мужчины занимаются строительством «вахтовым методом», женщины гадают или дома хозяйничают.


- Дома им скучно, пусть занимаются, кормят вкусно мужей, угождают им, - рассуждает  Вера.

Ровно в шесть вечера в дом шумно врываются цыганки, человек десять - пришли на занятие. За ними - две сотрудницы зеленодольских салонов красоты, на общественных началах согласившиеся научить цыганок женским секретам.



Прежде чем сесть к визажисту, молодая цыганка Анжела, просит разрешения у свекрови по имени Тежа. Та одобрительно кивает. Наблюдая, как снохе выщипывают брови, Тежа признается, что никогда не разрешала своим дочерям и снохам приукрашивать себя, но теперь с удовольствием заняла бы место Анжелы.



Рядом радуется молодая цыганка Черемуха - впервые в жизни ей делают профессиональный маникюр.



- А на  занятиях по личной гигиене, чему бы хотелось научиться? - интересуюсь у Черемухи.


- Всему. Как за собой ухаживать, за детьми, - выпаливает смуглянка, восхищенная чудесным преображением своих грязных ногтей.

В комнате шумно, как на цыганской свадьбе. «Главнокомандующая» бабушка Вера даже дверь на замок закрыла, чтобы мужчины не мешали. По рукам учениц ходят баночки с кремами, ароматные флакончики, лаки, губные помады. Всё открывается, мажется, брызгается, пробуется… под встревоженные взгляды косметологов.

За этим бурным процессом «образования» со стороны внимательно наблюдают его инициаторы - руководитель представительства Ассамблеи народов Татарстана в Зеленодольске Венера Давлетшина и и.о. главы Айшинского сельского поселения, директор местной школы Гульнур Зиатдинова.

- Цыганский табор хоть и давно живет в Айше, но обособленно. Годами сохраняется отчуждение и недопонимание между сельчанами и цыганами, - сетует Гульнур Зиатдинова. - При этом у древнего цыганского народа интересная культура, о которой мы ничего не знаем. А они не знают нашей. Поэтому когда в 2012 году в Зеленодольске создали представительство Ассамблеи народов Татарстана, мы вышли с предложением включить в неё цыганскую диаспору. До сегодняшнего дня цыгане в Ассамблее никак не представлены.

Как выяснилось, уроки макияжа и маникюра - лишь начало. Организаторы женских курсов планируют создать на их базе «Союз цыганских женщин», который будет беспокоиться уже не только о красе ногтей, но и о важных социальных проблемах.  
 
- Пока союз существует в виде неформального женского клуба, - поясняет Вера Давлетшина. - В настоящее время в его составе около 50 женщин. В планах официально зарегистрировать союз как  некоммерческую общественную организацию. И тогда у нас будет, пожалуй, первый в стране «Союз цыганских женщин».

Организаторы уточняют, что их проект удачно вписывается в государственную программу «Социализация цыган России» на 2013-2014 годы, основные направления которой - регистрация и трудоустройство цыган,  легализация их жилья, интеграция  народа в российское общество.
 
- Цыгане такая нация, которая чужаков не принимает. Нас приняли, потому что мы пришли с добром, - уверена Давлетшина.  

…После двухчасовых посиделок в доме барона цыганки разошлись по своим хибаркам - к мужьям и детям. Довольные, преображенные, в предвкушении следующего занятия с парикмахером. И ничего, что вокруг грязища и нищета…