Тревожные цифры прозвучали на последнем заседании Республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов: просроченная задолженность по зарплате в Татарстане достигла 138,1 млн рублей! Даже в кризисном 2008-м этот показатель составлял всего 110,5 млн.    


По данным Росстата на 1 октября нынешнего года, Татарстан занимает первое место в ПФО и пятое в России по сумме задолженности зарплаты  (впереди Мурманская область - 174,3 млн рублей, Хабаровский край - 218,6 млн, Кемеровская область - 190,9 млн и Вологодская -141,9 млн).

Причем бюджетники всех уровней в республике получают деньги вовремя, а задолженность целиком и полностью - на совести частных предприятий и организаций, у которых не хватает средств для того, чтобы расплатиться со своими работниками. Так, например, по словам руководителя Татстата Валерия Кандилова, задолженность Набережно-Челнинского ООО «Камгэсавтозаводстрой» на 1 октября составила 13,7 млн рублей. В долгах перед трудящимися и речной флот - ТОСП ОАО «СК «Татфлот» накопил долг около 8 млн рублей. А самый крупный в республике неплательщик зарплаты - воздушный флот: ОАО «Авиакомпания Татарстан» на 1 октября задолжала работникам  37,8 млн,  ОАО «Ак Барс Аэро» - 35,2 млн.  

Примечательно, что по закону в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней  работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, даже не выходить на работу, пока ему не погасят долг. Кроме того, он может подать в суд на работодателя и пожаловаться в Гострудинспекцию. Специалисты проверят предприятие и, если факт подтвердится, работодателю грозит наказание от штрафа до дисквалификации и приостановления деятельности. А в случае частичной невыплаты зарплаты свыше 3 месяцев либо полной невыплаты свыше 3 месяцев, работодателю «светит» уголовная статья.

Но это - по закону. На деле же трудящиеся очень редко решаются жаловаться на свое начальство. А приходить на частное предприятие с внеплановой проверкой по своей инициативе и «кошмарить бизнес» надзорные органы не имеют права.  

- Пять лет назад, во время финансового кризиса многие работодатели пытались сэкономить на зарплате работникам, и тогда этот вопрос держался на жестком контроле, - прокомментировала ситуацию старший специалист Госинспекции труда в РТ  Галина Логинова. - Совместно с прокуратурой мы тогда постоянно мониторили обстановку, выявляли злостных неплательщиков, штрафовали, дисквалифицировали, а прокуратура даже возбуждала уголовные дела. И это приносило плоды. Но с 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Сам по себе это полезный и правильный закон. Но некоторые недобросовестные работодатели пользуются им, чтобы нарушать другие законы. В том числе и Трудовой Кодекс РФ. Теперь мы частенько сталкиваемся с такой ситуацией: работники сначала пишут жалобу, что им не зарплату не платят, наши специалисты выезжают на место, а руководитель предприятия срочно гасит какую-то часть задолженности и просит работников забрать свои заявления под угрозой увольнения. Или ссылается на то, что если его оштрафуют, на погашение долга совсем денег не останется. В итоге люди приходят к нам и отказываются от претензий. 


Елена МЕЛЬНИК  


В авиакомпании «Ак Барс Аэро» ситуацию с задолженностью нам прокомментировали так:

«Задержки по выплате заработной платы по нескольким причинам. Во-первых, это связано с переводом воздушных судов типа CRJ-200 из ОАО «АК БАРС АЭРО» в «Авиакомпанию «Татарстан». Данный процесс является не только  трудоемким, но и достаточно затратным. Сейчас перевод воздушных судов подходит к успешному завершению.


Вторая причина- перепрофилирование деятельности и необходимость перераспределения бюджета компании. Данная причина является следствием предыдущей.


Кроме того, стоит учесть, что уровень зарплаты тех же пилотов достаточно высок, поэтому общая сумма задолженности кажется большой. Если же брать во внимание количество сотрудников, которые получили зарплату не в полном объеме, показатель будет совершенно иной.


Данные Татарстанстата приведены по состоянию на 1 октября 2013 года. На сегодняшний день сумма задолженности существенно меньше. Большая часть зарплаты за август выплачена, задолженность за сентябрь мы планируем закрыть в начале ноября.


В дальнейшем наша компания нацелена на исключение повторения подобных ситуаций».