17 октября в российский прокат вышел документальный фильм «Рудольф Нуреев. Мятежный демон». Картина получилась неоднозначной, начиная с правописания  фамилии легендарного танцовщика, заканчивая умолчанием «неудобной» правды о его жизни и грубыми фактическими ошибками. Между тем в планах авторов создать телесериал и художественный фильм о судьбе танцора…


Как известно, в Казани ежегодно проходит Нуриевский балетный фестиваль. Поэтому вариант написания фамилии через два «е» режет нам глаз.  Надо сказать, что искусствоведы и биографы танцовщика до сих пор спорят о том, как правильно писать фамилию звезды балета. Известно, что по советскому паспорту он был «Нуреев», а когда эмигрировал во Францию, изменил в документах фамилию на «Нуриев». Тем не менее, на его могильном камне на кладбище Сент Женевьев под Парижем в фамилии выгравированы две буквы «е»…



На сегодняшний день реальность такова, что в Казани и Уфе танцовщика зовут Нуриевым, а в Москве и Питере - Нуреевым. Поскольку документальный фильм снимали москвичи, они выбрали второй вариант.

Биографическую картину про легенду балета решили выпустить в широкий прокат в год 75-летия со дня рождения Нуриева (позвольте все же его так называть). На протяжении 138 минут народный артист России, балетмейстер Андрис Лиепа рассказывает драматическую историю жизни «летающего татарина». Чтобы как можно более подробно воссоздать портрет легенды, авторы фильма встречались с его современниками - друзьями и коллегами как в России, так и во Франции. Отснятого материала оказалось столько, что  теперь авторы хотят использовать его для съемок пятисерийного сериала и художественного фильма.

Кстати, побывав на предпремьерном показе «Мятежного демона», я так и не понял, почему этот фильм решили показывать на большом экране, а не по телевизору. Ведь, к примеру, качество озвучания в картине оставляет желать лучшего и не дотягивает до формата кинотеатра . Во время одного из дублей отчетливо слышно даже помехи от работы сотового телефона, которые случайно записались. Хотя, возможно, авторы таким образом хотели добиться большей правды жизни…

Примечательно, что голос самого Нуриева в фильме практически не звучит. Есть уникальные кадры его выступлений, а вот фрагментов интервью - нет, хотя их сохранилось немало. Однако послушать воспоминания современников тоже любопытно.  Они в частности рассказывают о том, как в 1961 году, находясь на гастролях во Франции, Нуриев знакомился с зарубежными коллегами по цеху, поздно возвращался в гостиницу, тем самым злостно нарушая правила поведения советских граждан за границей. Сотрудники КГБ быстро донесли об этом в ЦК КПСС и там решили срочно вернуть непослушного артиста в Советский Союз в то время, как остальная труппа должна была лететь в Лондон. Об этом Нуриеву сообщили прямо в аэропорту, и он, понимая, что на родине на его карьере собираются поставить крест, решил остаться в Париже без всякого имущества и средств к существованию. А сопровождающий кагебешник был настолько пьян, что не смог остановить Нуриева.

В фильме вспоминают и о том, как в 1987 году известному на весь мир Нуриеву разрешили въехать в СССР, чтобы навестить умирающую маму в Уфе. На все про все дали 72 часа. При этом компетентные органы сделали все для того, чтобы артист не встретился со своими друзьями.

В принципе в картине охвачен весь период жизни танцора, вплоть до самой смерти. Есть и момент, посвященный Казани. В 1992 году балетмейстер, ставший к тому времени и дирижером, дважды посещал столицу Татарстана и принимал участие в фестивале классического балета. Сначала - в марте, когда он знакомился с оркестром и труппой театра, потом в мае, когда  дирижировал на балете «Лебединое озеро». «Фестиваль на тот момент существовал 5 лет, и я предложил Рудольфу назвать танцевальный форум его именем, - делится воспоминаниями в фильме директор ТГАТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. - Нуриев не отказал. Кто мог тогда знать, что через несколько месяцев его не станет»…



Представители Татарского театра оперы и балета тоже были на вчерашнем предпремьерном показе фильма «Рудольф Нуреев. Мятежный демон». И нашли в нем массу неточностей.

- В картине говорится, что 12 декабря 1959 года мать танцора Фарида приезжает в Ленинград и попадает на балет «Жизель» с участием сына. А в этот момент на экране - фрагмент «Лебединого озера», - поделилась с Интертат.ру замечаниями к фильму хранитель музейных фондов театра Рамзия Такташ, которая лично видела Нуриева и хорошо знает его биографию. - Много неточностей с датами. Понятно, что это мелочи, но настоящих ценителей балета и творчества Рудольфа Нуриева они коробят. Думаю, что в картину можно было включить объяснение, почему он не получил французского гражданства. Дело не в том, что страна не давала ему политического убежища, просто во Франции очень высокие налоги на прибыль, а Нуриев хорошо зарабатывал своим творчеством. Поэтому он обратился за гражданством в соседнюю Австрию. Так что история повторяется. Вон и Депардье из-за налогов из Франции убежал…

Ну а мне как обычному зрителю показалось странным, что в фильме, авторы которого, как сказано в рекламных проспектах, «стремились разглядеть суть природы не только Нуреева-артиста, но и Нуреева-человека», нет ни одного упоминания о личной жизни танцовщика. В фильме ничего не говорится о его сексуальной ориентации, о том, что со своим партнером - датским танцовщиком Эриком Бруном Рудольф Нуриев сохранял отношения на протяжении 25 лет. И, разумеется, эти отношения были больше, чем секс.



Умалчивается и причина смерти артиста, хотя доподлинно известно, что его погубил СПИД. Видимо, авторы сочли излишним перетряхивать «грязное белье» и решили не выставлять неудобную правду напоказ. А, может, они убоялись закона о запрете гей-пропаганды… Но в таком случае  зачем было тратить столько сил, кропотливо собирать живые свидетельства о судьбе «летающего татарина»? Чтобы предложить зрителям «кастрированное» кино?

Как верно заметила Рамзия Такташ, «биография великих личностей еще при жизни прирастает мифами. Нередко артисты сами эти легенды создают. Но документальные подробности все же искажать и скрывать не стоит».

Кстати, Андрис Лиепа, приезжая в сентябре в Казань на фестиваль мусульманского кино, заявил журналистам, предваряя скорую премьеру фильма:


- Жизнь Рудольфа Нуриева была очень сложна. Он всегда оставался одиноким человеком и всегда пытался найти людей, которые любили бы его таким, какой он есть.

Выходит, драма артиста продолжается и после смерти: мы не хотим любить его настоящим, хотим любить идеальным.