Трагедией закончилось занятие с детьми в частном дошкольном учреждении Набережных Челнов. 10-месячный малыш сунул в рот деревянный шарик, который педагоги предложили ему «для развития мелкой моторики рук», и умер от удушья. Впрочем, педагоги ли работали в этой «академии малышей», которая спешно свернула свою деятельность, - еще вопрос. Как выяснил Интертат.ру, открыть подобное заведение может сейчас любой.        


С тех пор, как престижные школы начали выдвигать родителям первоклашек непомерные требования: дескать, предпочитаем образованных детей, умеющих читать, писать и по-английски говорить, в крупных городах,  как грибы после дождя, начали появляться всевозможные центры раннего развития.  Настолько раннего, что обезумевшие родители в угоду моде  тащат туда детей буквально с пеленок. К примеру, в челнинскую студию раннего развития «Академия малышей УХ-ТЫ!» принимали аж с 4-х месяцев (для сведения, в этом возрасте ребенок начинает сидеть).

Трагедия произошла на очередном занятии в «академии» 9 октября. Мамы с крохотными учениками на коленях сидели вокруг стола, когда сотрудница вынесла маленькие шарики для разработки пальцев рук малышей. Никто и оглянуться не успел, как 10-месячный мальчик схватил шарик диаметром около 3 сантиметров  и рефлекторно сунул его в рот. В итоге шарик застрял в горле на уровне гортани и ребенок задохнулся. Сейчас следствие выясняет, зачем сотрудники центра подсунули несмышленышу заведомо опасный предмет. Ведь даже производители всегда пишут на мелких игрушках: «Детям до 3-х лет не давать!» По факту возбуждено уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности».

Получить комментарий руководства «Академии малышей УХ - ТЫ!» Интертат.ру не удалось: после ЧП  телефоны студии оказались недоступны, занятия с детьми прекратились. Но согласно информации, размещенной на  официальной страничке студии в соцсети, академия оказывала широкий спектр услуг: «фитнес для малышей, традиционные и нетрадиционные методы рисования, подготовка к школе, английский»...  Причем по весьма доступным ценам: 1200 рублей в месяц при трех занятиях в неделю. А в октябре и вовсе объявили акцию в лучших традициях сетевого маркетинга - «приведи друга и получи скидку!». А вот о том, кто является учредителем «академии», какова квалификация педагогов и есть ли лицензия на образовательную деятельность, на страничке - ни слова.  



- Все учреждения, осуществляющие образовательную деятельность,  независимо от формы собственности, должны иметь лицензию, - прокомментировала ситуацию начальник Управления надзора и контроля Департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Ильмира Галиаскар. - В таком случае их деятельность является предметом нашего изучения, контроля и надзора. Но дело в том, что с 1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании», который позволяет работать без лицензии частным дошкольным учреждениям, если они не оказывают образовательные услуги, а осуществляют только присмотр и уход за детьми. Предприниматели, открывая подобные центры раннего развития, хитрят и не афишируют при регистрации в налоговых органах, что будут брать деньги с родителей за обучение детей. Ну а мы не имеем права контролировать качество оказанных ими услуг.   

Сколько всего в Татарстане действует сомнительных «академий» для дошкольников, не знает никто. В Интернете я обнаружила около 40 таких заведений в Набережных Челнах, в Казани - еще больше. И судя по всему, от отсутствия клиентов эти центры не страдают. Когда позвонила по нескольким телефонам, на том конце провода мне предложили немедленно записать ребенка, потому что «мест уже осталось мало».  Между тем,  по данным Минобрнауки РТ, в республике существует всего 5 частных дошкольных учреждений, имеющих лицензии, то есть законное право оказывать образовательные услуги: 4 - в Казани и 1 - в Бугульме. Еще у двух частных дошкольных учреждений (в Набережных Челнах и Альметьевске) есть просроченные лицензии. И все!  


Казанский психолого-педагогический центр раннего развития «Егоза» - один из легальных.  


- В раннем возрасте ребенок развивается в процессе игры. Разработка мелкой моторики рук помогает развитию речи и мышления, - рассказала нам его директор Наталья Реснянская. - Подразумевается, что мама, присутствующая на занятиях, в состоянии уследить, чтобы ребенок положил, скажем, пуговицу туда, куда ему предлагают условия игры, а не в рот. Но уровень педагогической компетенции нынешних родителей часто оставляет желать лучшего. Педагог должен это учитывать и брать на себя ответственность за все, что происходит на занятиях. Это - как техника безопасности на производстве. Грамотный специалист обязан проинформировать маму об особенностях поведения ребенка в конкретных ситуациях. А если, не дай бог, произошел несчастный случай, он должен суметь оказать малышу первую помощь до приезда медиков. Найти для своих детей  учреждение, где работают грамотные специалисты, - задача родителей. Это в общем-то несложно. Пообщайтесь с педагогами, которые там работают, поинтересуйтесь их образованием и стажем, почитайте отзывы в Интернете и не бросайтесь на скидки и акции.


- Я как доктор всегда советую родителям покупать детям игрушки, которые развивают моторику рук - для развития интеллекта ребенка, - рассказала в свою очередь главврач детской поликлиники №2 Набережных Челнов Светлана Бушмакина. - Но каждому возрасту - свои игрушки! Те же погремушки для грудничков, которые бывают разной формы, разного цвета, - они ведь тоже развивающие. Для детей после года есть различные пирамидки, кубики. Они тоже способствуют развитию моторики и мышления, но абсолютно безопасны. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать мелкие предметы, которые они могут проглотить или засунуть в ухо или в нос. Причем сделают это так быстро, что не уследишь.