Сегодня на экраны страны вышел разрекламированный фильм Федора Бондарчука «Сталинград». А вчера корреспондент Интертат.ру побывал на предпремьерном показе и выяснил: зрелищные блокбастеры мы снимать наконец научились, но за высокотехнологической мишурой напрочь исчезло то, за что так ценился советский кинематограф.


Для того чтобы максимально подогреть интерес зрителей перед премьерой, было сделано все: создатели запустили масштабную рекламную кампанию, сообщили, что «Сталинград» - первое российское кино в формате IMAX 3D, что это самый дорогой фильм  в истории отечественного кинематографа (бюджет - 30 млн долларов, из них 10 млн выделило государство) и что «Сталинград» уже успели выдвинуть на «Оскар».  


Так что перед просмотром я настраивался на зрелище голливудского уровня не только по количеству спецэффектов, но и по драматическому накалу. Ожидал увидать некую смесь «Перл Харбор» и «Они сражались за Родину» Бондарчука-старшего. Со зрелищем в «Сталинграде» оказалось все в порядке. Такой войны на большом экране мы, возможно, действительно еще не видели. Осколки снарядов, пепел, грязь, взрывы - всего этого в картине навалом. Девочки-билетерши в кинотеатре, одетые в военную форму старого образца, - тоже из разряда спецэффектов. Ну а что за этим?..  


Ощущение, что создатели фильма «гонят пургу» появляется с первых кадров. Сюжет начинается с Фукусимы-2011. Пожилой российский эмчеэсник, находящийся на ликвидации последствий цунами, спасает из-под завалов немку и рассказывает ей историю своего появления на свет. Оказывается, его мама - жительница Сталинграда, того самого легендарного дома Павлова, который в 1942 году советские разведчики 58 дней обороняли от фашистов. А вместе с домом защищали и ее, маму, то есть тогда еще девушку Катю.  Дескать, если бы не героический подвиг советских солдат и не их любовь к Кате, то не родился бы будущий эмчеэсник в 1943 году и в Японии бы его сейчас не оказалось…  Однако же трудно представить себе 68-летнего спасателя, командированного на ликвидацию последствий ЧС, да еще и в Японию. Неужели сценаристы не могли придумать другой, более правдоподобный заход? Или решили, что Сталинградом сейчас никого не проймешь, а Фукусима вроде как на слуху? Судя по всему, «перцу» в картину должна была добавить и любовная линия - ведь кто именно из защитников дома Павлова стал отцом эмчеэсника, осталось загадкой. Но и эта история напоминает дешевый сериал.   

   
Игра актеров меня не впечатлила так же, как и бесхитростный сценарий. Пожалуй, лучше всех с ролью справился немец Томас Кречман, сыгравший фашистского офицера Канна.  


В общем, несмотря на потраченные деньги и богатство трехмерной графики, Федору Бондарчуку не удалось вышибить из меня, среднестатистического зрителя, слезу, как это в свое время удавалось его отцу. Потому что за яркой оберткой «Сталинграда» - пустота. Во время просмотра все время вспоминались советские фильмы про войну, где были и драматизм, и юмор, и жизнь, и слезы, и любовь без всякого 3D.


Думаю, кассу «Сталинград» все же соберет, а вот «Оскар» как лучший иностранный фильм вряд ли получит - ну не цепляет!


Впрочем, польза от этого кино все же есть. Одна моя юная знакомая после просмотра «Сталинграда» пришла домой, залезла в Интернет и стала искать информацию, что же на самом деле происходило в Сталинграде, в доме Павлова в 1942 году. Это ли не патриотическое воспитание молодежи?