Татарстанские автошколы накрыла волна масштабных проверок. Как ни странно, некоторые учебные заведения даже рады приходу ревизоров: дескать,  очистят рынок от сомнительных фирм, выпускающих на дороги водителей-неучей. Одновременно звучит хор недовольных. Директора казанских автошкол, к примеру, не понимают, почему отсутствие своего автодрома приравнивается к нарушению, если городская земля - на вес золота, а под учебную площадку нужно не менее 1 га.  


Из 27 автошкол, проверенных Минобрнауки РТ в этом году, у 81% не оказалось  автодрома, у 49% - оборудованных автоклассов, а каждый четвертый преподаватель не имеет необходимой квалификации. Параллельно идут прокурорские проверки, такой активности блюстителей закона не припомнят даже старожилы - автошколы РОСТО (бывшая ДОСААФ).

В ведомствах заявляют, что это только начало, поскольку поле для работы большое: в регионе работают более 200 автошкол. А правительство республики недавно поставило задачу ужесточить контроль за качеством подготовки водителей и составить «черные списки»  недобросовестных учебных заведений.

-  В этом году  планируется проверить 35 автошкол, получивших лицензию на  ведение образовательной деятельности в 2011 году. В следующем - еще столько же, уже с лицензией 2012 года, - пояснили Интертат.ру в департаменте надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ.  
 
Проблемой неэффективных автошкол занимаются и в УГИБДД по РТ. Третий год совместно с региональной Федерацией автошкол мониторят учебные заведения, оценивая в первую очередь количество выпускников, сдавших квалификационный  экзамен с первого раза. Согласно рейтингу, опубликованному на сайте инспекции, с января 2012 года по 1 октября нынешнего экзамен на получение водительского удостоверения с первой попытки в среднем сдали 27% курсантов  автошкол. При этом из 206 школ всего 5 таких, где на права с ходу сдают  более половины курсантов. Среди аутсайдеров, где показатель не дотягивает до «среднестатистических» 27%  - несколько школ бывшей ДОСААФ, казалось бы, давно набивших руку на подготовке водителей, а также ряд межшкольных учебных комбинатов. Последние строчки рейтинга и вовсе вызывают вопрос к структурам, выдавшим им лицензии:  вправе ли заниматься подготовкой водителей организация, у которой лишь 6% выпускников сдают экзамен с первого раза?



- Пусть проверяют. Мы готовы. Но почему не проверяют  владельцев автодромов? - недоумевает руководитель казанской автошколы «Автоплюс» Евгения Заварицкая (это заведение занимает верхнюю строчку «гаишного» рейтинга). - Мы платим за аренду автодрома немалые деньги: пять тысяч рублей в месяц с одной машины. Но назвать его соответствующим современным требованиям я не могу. На мой взгляд, законность учебных автоплощадок в Казани весьма условна.
 
По словам Заварицкой, ее автошколу недавно уже проверяли, серьезных нарушений не нашли, но контролеров «зацепила» мелочь - бланки водительских карточек, которые школа когда-то самостоятельно разработала в отсутствии общего образца у ведомства. «Я им сказала, покажите как надо, мы сделаем», - переживает за свой бизнес автоледи. И отмечает, что раньше проверок было меньше, но получить лицензию на работу было сложнее. Сейчас - наоборот: лицензирование упростилось, что привело к появлению множества автошкол, у которых, например, учебный класс может находиться в городе, а автодром - в селе.

В автошколе Арского отделения РОСТО РТ, которая также подверглась проверке и в результате была вынуждена расстаться с двумя недипломированными инструкторами,  удивляются: «А почему в ГИБДД выдают людям права  экстерном без обучения? Есть там у них такая услуга».

Отметим, что данная автошкола входит в другой, не менее любопытный рейтинг республиканской автоинспекции, а вернее, антирейтинг. Он составлен, исходя из количества ДТП, совершенных новоиспеченными водителями (за рулем - менее трех лет). Согласно ему, выпускники арской школы за семь месяцев этого года совершили 6 дорожных происшествий (1,9% к общему количеству ДТП).  Ну а лидеры антирейтинга - автошколы Набережных Челнов. В частности, выходцы тамошнего учебного центра «Марфед» совершили 15 ДТП (4,7% к общему количеству ДТП), организации «Престиж» - 11 аварий (3,4%), профлицея №76 - 10 (3,1%).  В Казани в общем-то спокойную картину подпортили профессиональное училище №137 - 8 дорожных происшествий  (2,5%) и ООО «Драйв» - 5 (1,6%).

Кстати, во время экзаменов курсанты таких школ-аутсайдеров находятся под наиболее пристальным вниманием гаишников.

- Качество образования во многих автошколах оставляет желать лучшего, - признает руководитель республиканской Федерации автошкол Артур Абдульзянов. - На рынке появилось немало «серых» контор, где директор сам читает лекции,  а его жена, по совместительству бухгалтер, собирает деньги, обещая при этом 20% скидку за обучение. Люди клюют, а потом выясняется, что нужно доплачивать за бензин, различные учебные пособия, диски и прочее. И вместо положенных 106 часов теории и 50 часов практического вождения получают едва ли половину.

По мнению Абдульзянова, еще хуже, чем в городах, ситуация в районах республики, где у людей просто нет выбора, в какую автошколу пойти учиться. Идут в ту, какая есть. Катаются на занятиях по проселочным дорогам, за огородами. А оказавшись в большом транспортном потоке, чувствуют себя  совершенно беспомощными.

Что касается автодромов, то в Федерации не отрицают, - не хватает. Даже в Казани их  можно пересчитать по пальцам одной руки.

- При этом автодром на Оренбургском тракте, пожалуй, единственный, где можно выполнить все 12 упражнений для отработки навыков вождения. Есть еще два, но они больше подходят для первого этапа обучения. Возможно, ситуация улучшится, когда построят современный автодром на улице Мавлютова, - предполагает Абдульзянов. - Автошколам в других городах и районах республики подобные стройки пока не «светят». Разве что скооперируются и соорудят автодром собственными силами, чтобы выжить на рынке.

Между тем республиканское УГИБДД запустило новый мониторинг, на этот раз - для оценки качества работы педагогов и инструкторов автошкол. Цель - вычислить самых некомпетентных, для начала в Казани, в будущем - по всей республике. Схема такова: перед экзаменом курсант заполняет документ с индивидуальным штрих-кодом, в который «забиты» не только его персональные данные, но и имена его наставников в автошколе. Эти сведения заносятся в базу данных, и если в последующем водитель будет нарушать ПДД, его учителям придется краснеть.