Татарские мультипликаторы покоряют мир - на этой неделе анимационные фильмы по сказкам Абдуллы Алиша покажут в Каннах на фестивале «MIP Junior», а затем повезут в Лондон на другой международный форум. При этом в самом Татарстане родные мультики можно увидеть разве что в Интернете.  


Рисовали «на коленке»

За 4 года своего существования студия «Татармультфильм» произвела на свет около 80 анимационных фильмов, а это, как заявляют ее сотрудники, «сто минут детской радости в год». Начинали с трех компьютеров и одного сканера. Рисунки создавались на бумаге, потом сканировались и уже затем раскрашивались на компьютере. Сейчас с техникой стало получше и современные технологии позволяют художникам рисовать сразу на большом планшете, минуя сложный процесс перевода изображения с бумаги в электронный формат.



Правда, модная трехмерная анимация «Татармультфильму» пока не по карману.  

- Для этого нужно очень дорогое и мощное оборудование, -  призналась заместитель руководителя студии «Татармультфильм» Анна Белоброва. - Приобретать его было бы выгодно, если бы мы создавали большие полнометражные мультфильмы или снимали анимационные сериалы. Но средняя продолжительность наших мультиков - 6 минут. Психологи утверждают, что это самый подходящий временной формат для дошкольников. Так что работаем в двухмерной анимации.

Вот только плоды этой работы можно увидеть на телевидении крайне редко. Даже на   канале ТНВ, который вещает для татар всего мира.

- Я не знаю, по каким причинам это происходит, но видимо такова эфирная политика, - предполагает Белоброва. - Раньше они брали наши мультики и ставили в эфир. Возможно,  причина в том, что на ТНВ перевели на татарский язык многие классические российские анимационные фильмы  и сейчас  предпочитают крутить именно их. Наверное, потому, что они более раскручены. Но ведь мы изначально берем на экранизацию литературный татарский материал. Если рисуем домики, убранство, одежду, то все это в татарском стиле…

 

- Не секрет, что нынешнее поколение детей выросло на современной зарубежной анимации  и отечественных мультсериалах, на их фоне продукция компании «Татармультфильм» менее востребована, - объяснила в свою очередь зам. гендиректора - главный продюсер ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» Миляуша Айтуганова. - К такому выводу мы пришли после анализа программы «Кучтэнеч», где в основном  показывали мультфильмы этой компании. Еще одной причиной, по которой анимация  «Татармульфильм» редко появляется в эфире нашего канала, является дороговизна продукта.  В то же время мы готовы рассматривать мультфильмы этого производителя на худсоветах, потому что уверены, что татарстанские мультипликаторы способны производить продукт,   интересный  детской аудитории.



Сегодня в мультфильме - завтра на витрине

Зато Казахстан и Дагестан с удовольствием покупает права на татарскую анимацию. Так же мультики их можно увидеть на кабельном татарском канале «Майдан». Ну и в Интернете - на страничке самого «Татармультфильма» и на www.bala.ru (сайт интерактивной мультимедийной детской библиотеки). Летом появилось приложение для айпадов и айфонов «Tatar cartoon», где также собрана вся коллекция произведений студии. Все картины озвучены на трех языках: русском, татарском и английском.

- Мы решили не ждать, пока у нас кто-то купит права на мультфильмы, а придумали, как можно развиваться и зарабатывать иным путем, - говорит главный режиссер студии Сергей Киатров. - После того, как выпустили мультфильм, тут же выходит книжка с этой сказкой. То есть, ребенок посмотрел мультик в Сети и просит родителей купить ему  такую же книжку. А сказку «Фатима и соловей» мы выпустили  анимированной книжкой для айпадов и айфонов. Пока она доступна для бесплатного скачивания, но в перспективе на этом тоже можно зарабатывать.

По мнению Киатрова, для успеха вовсе не обязательно создавать сложный по графике и дорогой в производстве мультфильм. Главное в этом деле - хорошая идея.

- Та же Масяня ни одного анимационного фестиваля не выиграла, никакой художественной ценности графика в ней не представляет. Но мультфильм до сих пор популярен, - привел пример главреж. - Создателей «Смешариков» в профессиональном сообществе аниматоров тоже недолюбливают из-за скудности картинки. Но дети-то «Смешариков» обожают!

В «Татармультфильме» тоже сейчас работают над тем, чтобы создать легко узнаваемого героя, который станет любимцем детворы.

- Компания, выпустившая «Смешарики», на продаже плюшевых игрушек сегодня зарабатывает куда больше, чем на трансляции своего мультфильма, - уверяет Киатров. - Мы хотим попробовать сделать то же самое. Но пока у нас нет такого персонажа, которого можно было бы клонировать в игрушки и сувенирную продукцию.



Впрочем, главный режиссер немного лукавит. Популярный персонаж у студии уже есть, правда, его знают и любят только на юго-востоке республики. Это белочка Нефтяша. Дело в том, что на заре своего существования «Татармультфильму» получил предложение от «Татнефти» сделать корпоративный мультик. В итоге появилась симпатичная белка, которая борется за состояние окружающей среды. Она настолько полюбилась детям, что в детсадах «нефтяных» городов ставят спектакли с участием Нефтяши, зовут ее на утренники. И игрушки-Нефтяши  уже существуют. Так что белочка пошла в народ.

Цифра


4 тысячи рублей - стоимость одной минуты анимации на «Татармультфильме».