Закоренелым уголовником или порядочным человеком окажется таксист, приехавший на вызов к клиенту, зависит только от добросовестности его работодателя. В этом убедился корреспондент Интертат.ру, попытавшись ради эксперимента устроиться на работу в несколько таксомоторных компаний.


Пришел, увидел, поехал


После громкого убийства 30-летней Ольги Шамышевой таксомоторные компании вновь оказались в центре внимания СМИ. Ведь 46-летний подозреваемый, уже отмотавший сроки за изнасилование, разбойное нападение и грабеж, как выяснилось, работал сразу на две службы такси. А до этого в Казани судили таксиста, который регулярно насиловал своих клиенток. Выходит, что такси сегодня превратилось в экстремальное удовольствие: за свои же деньги пассажир может оказаться один на один с маньяком.   


Казалось бы, сейчас, когда по этому поводу поднялся шум, службы такси должны начать более придирчиво относиться к своим кандидатам. Ничуть не бывало! Первый же мой звонок по объявлению о наборе водителей в такси показал, что ситуация не поменялась.


Так, в службе такси «Везёт» мне сообщили, что требования к соискателю минимальные: наличие личного автомобиля и стаж вождения не менее трех лет. Все.


- Приезжайте завтра утром к нам в офис, с собой возьмите паспорт, больше ничего не нужно, - объяснил по телефону человек, представившийся Александром. - Только машину помойте, потому что завтра же и отправитесь в рейс. Заплатите взнос 500 рублей, пройдете полуторачасовой инструктаж и - в путь. Заявками мы вас обеспечим. Выполняете заказ - получаете свой процент.


В фирме «Такси Ангел», также подавшей объявление о наборе,  сообщили, что им нужен  водитель с автомобилем и устройством с системой Android, чтобы установить на нем программу для приема заявок. А больше в принципе требований нет.   


Зато в Таксопарке №1 все оказалось куда серьезнее. Не ограничившись разговором по телефону, мне предложили подъехать лично, чтобы заполнить анкету и пройти собеседование. Отправляюсь по указанному адресу в Кировском районе. На месте выясняется, что компания располагает своим автопарком.  На КПП меня встречает вахтер, объясняет, что на собеседование сразу не попасть и протягивает анкету. В ней кроме стандартных ФИО и паспортных данных нужно указать, есть ли у тебя непогашенные судимости и по каким статьям, лишали ли тебя водительских прав, каково семейное положение…

 


Подошедшая руководитель диспетчерской службы предупредила меня, что отвечать на вопросы лучше честно, так как служба безопасности все равно все проверит.


- Мы хотим все знать о кандидате, ведь мы доверяем ему свою машину и безопасность клиентов. Так что заполняйте анкету, а после проверки мы вам перезвоним. Если предварительно кандидатура будет одобрена, пригласим на собеседование с руководителем, - объяснила дама.


Проверка водителей - дело добровольное

Как рассказали Интертат.ру в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ, которое выдает разрешения на осуществление пассажирских таксомоторных перевозок, каждая фирма  решает вопрос с проверкой кадров на свое усмотрение, поскольку в законе о такси этот момент не прописан.


- Наше министерство при выдаче разрешений следит за тем, чтобы автомобили соответствовали требованиям и у водителя имелся минимальный трехлетний стаж, - рассказывает пресс-серкетарь Миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - В трудовые книжки мы никому не заглядываем, справки о судимостях не проверяем. Закон этого не предусматривает. Мы считаем, это работа отделов кадров тех компаний, куда люди устраиваются таксистами. Серьезные компании, которые стараются заботиться о своем имидже, так и делают - детально проверяют своих водителей. Что касается так называемых call-центров (диспетчерских), то они вряд ли будут интересоваться биографией водителя. Ведь он не находится в штате компании и может работать на несколько таких диспетчерских. Вроде бы подозреваемый в громком убийстве девушки так и делал. Кстати, мы пока не знаем, было ли у него разрешение на осуществление таксомоторных перевозок. Сейчас пытаемся это выяснить.


Директор казанской компании «FM-такси» Ильгиз Сиразиев пояснил, что фирмы, обладающие своим парком машин, не берут всех без разбора, потому что если компания является собственником автомобиля, то она отвечает за все, что происходит в автомобиле с клиентом.


- Если, к примеру, наш водитель за рулем служебной машины попадется пьяным, на организацию будет наложен штраф более 100 тысяч рублей, - говорит Сиразиев. - Поэтому мы смотрим на стаж вождения - не менее 5 лет, требуем от водителей справки от нарколога и психиатра. Наша служба безопасности обязательно проверяет соискателей на наличие судимостей. При этом обязательно учитываем статью, по которой была судимость. Человеку, который один раз оступился, тоже нужно дать шанс. Но если статья тяжелая, судимостей было много, таких не берем. Ведь, в отличие от call-центров, которые по сути являются лишь посредниками между водителем и пассажиром, мы отвечаем за безопасность клиентов.


В таком случае недавно принятый закон о такси пора менять. Ведь обычному человеку трудно сориентироваться на огромном рынке таксомоторных перевозок: увидел объявление - вызвал такси - поехал.  Откуда он может знать, у какой компании есть свой автопарк, у какой нет, а соответственно, кто отвечает за его жизнь. Тем более что такси-диспетчерские, которые запросто берут на работу насильников и убийц, не жалеют денег на рекламу - а на что им еще их тратить?