Не так уж давно поймать работника в нерабочее время можно было, только удачно дозвонившись ему на домашний стационарный телефон. На совещаниях люди сидели без смартфонов и айпэдов, а решения принимались в живых спорах, а не в рабочих чатах. Сегодня жителям офисов порой проще послать email, чем поднять голову и сказать что-то своему коллеге лично.


И вот крупные корпорации все чаще начинают задумываться: а не слишком ли они увлеклись современными методами работы, и не слишком ли много в них накопилось ненужной информации, в которой работник начинает тонуть? Не пора ли броситься на его спасение, чтобы он перестал целыми днями стучать по клавиатуре, а начал уже выдавать новые идеи и высказывать их вслух?

Вот какими методами можно ограничить время общения с техникой в пользу общения с людьми. Учимся у первопроходцев!


Email Free

Идея похоронить электронную почту впервые пришла предпринимателям аж десять лет назад – в 2003 году запрет на внутреннюю переписку ввел британский сотовый ритейлер Phones4u. Нужно что-то сообщать коллегам – поговорите с ними лично, так будет быстрее и продуктивнее. Последствия этой инициативы, которая должна была помимо прочего сэкономить компании 1 млн фунтов стерлингов за счет снижения загрузки серверов, остались за кадром, однако сегодня у идеи появился шанс обрести массовых последователей.

В 2011 году компания Atos, крупнейший поставщик  IT-услуг в Европе, тоже шокировала деловое сообщество тем, что ввела в некоторых подразделениях ограничения на внутреннюю переписку между сотрудниками.

Обоснование было предъявлено вполне логичное: по данным руководителя Atos Тьерри Бретона, только 10% из 200 сообщений в день, которые в среднем получали сотрудники, были полезны, а 18% и вовсе были спамом.

При этом на разгребание почты менеджеры тратили от пяти до двадцати часов в неделю. Два года спустя компания заявила, что довольна результатами эксперимента Zero Email и будет дальше бороться с загрязнением информационного пространства ненужными данными, в том числе хочет полностью отказаться от внутренней переписки  к концу этого года, а также обдумывает отказ от массового использования презентаций PowerPoint. Правда, надо сказать, что за отказом от одной офисной технологии последовало введение другой – для сотрудников была создана внутренняя социальная сеть.


Запрет работать в нерабочее время

Сегодняшние компьютерные технологии позволяют сотруднику работать и до, и после официального рабочего времени. Казалось бы, плюс для работодателя.

Однако  все чаще звучит мнение, что отсутствие границ между рабочим и личным временем плохо сказывается на продуктивности, – человек не может нормально расслабиться и отдохнуть.

Причем одной рекомендации просто не делать этого уже недостаточно – трудоголизм тоже требует кодирования. И вот некоторые компании пытаются освободить от собственного давления личное время работников.

Правда, пока эти инициативы трудно назвать кардинальными, и выдвигаются они не то чтобы с энтузиазмом. К примеру, компанию Volkswagen, которая приняла решение выключать почтовые сервера BlackBerry с окончанием рабочего времени, подвинуло на это не личное желание, а требование профсоюзов, – нововведение касалось только предприятий в Германии. Пользоваться гаджетом как телефоном по-прежнему было можно – перекрывалась только электронная почта. В общем, до того, чтобы сдавать рабочий смартфон на выходе из офиса, компания не дошла.

Аналогичные действия, которые назвали «email-амнистией», предпринимала компания Henkel  – доступ к рабочей почте сотрудникам перекрывался на время рождественских каникул.


Тихий час

Давать сотрудникам время для осмысления, отключая все устройства вплоть до телефонов, – чем не метод стимулировать мозговую активность? Идея пришла из Гарвардской школы бизнеса, где был проведен эксперимент: разработчикам, которые до этого не могли закончить проект, работая даже по ночам и выходным, стали отключать все средства связи на 4 часа в день. Перестав постоянно отвлекаться, они закончили его в кратчайшие сроки.

Первой из крупных компаний эту идею подхватила Intel, которая стала устраивать для выборочного числа работников Quiet Time – утро каждого вторника. В это время сотрудники должны были отключать почту, телефоны, отменять все встречи, вешать у себя на кабинетах табличку «Не беспокоить» и погружаться в себя. Судя по всему, идея имела успех, раз ее не отменили; наоборот, Intel стала рассматривать и новые способы снизить зависимость сотрудников от технологий, о которых речь пойдет ниже.


День без техники

Изначально устроить «день без техники» захотелось американским обывателям, уставшим наблюдать, как весь мир погружается в чтение электронных сообщений. В США все чаще стали звучать призывы устраивать такие перерывы хотя бы раз в неделю, особенно в семьях с детьми. Идею подхватил малый бизнес, хотя скорее в отношении клиентов: например, некоторые кафе стали размещать просьбы посетителям не включать ноутбуки и смартфоны, чтобы сосредоточиться на общении с теми, с кем пришли.

Постепенно крупный бизнес тоже заинтересовался идеей подобного выходного. Пока снова все упирается в No-Email Friday, что стало настоящим модным трендом корпоративной Америки, ведь снова есть положительный пример Intel. Европа идет следом – к примеру, в компании Lanvin есть No-Email Wednesday.

Правда, далеко не всегда работники отвечают благодарностью – американская сотовая компания  U.S. Cellular's в ответ на запрет электронной почты в пятницу дождалась от сотрудников настоящего восстания и гневных комментариев: «Они просто не понимают, сколько у нас работы».

Бунт был подавлен – начальники заявили, что нововведением довольны, им понравилось в этот день общаться с сотрудниками вживую. Однако это показывает, что введение, например, целого дня без интернета вряд ли прокатит.


Сокращение дистанции

Популярность дистанционной работы сегодня достигла невиданных высот – интернет, IP-телефония, облачные приложения и т. д. позволяют работать, не выходя из дома. Перечисление плюсов займет не одну страницу – возможность брать на работу людей вне зависимости от места проживания, никаких затрат на дресс-код, офисные помещения, организацию рабочего места, даже конференции можно устраивать без личного присутствия и экономить на транспорте и т. д. и т. п. Плюс положительные изменения в психологии – повышение индивидуальной ответственности.

Тем не менее нашлись те, кто увидел в этой тенденции опасность для живого общения, в котором рождается истина, а также потенциал для развития лени. Причем противники появились именно в той сфере, где дистанционных работников больше всего – IT (по различным оценкам, количество дистанционных работников в этой сфере в ближайшее время достигнет 60%). Президент компании Yahoo! Марисса Майер в начале этого года выпустила жесткое распоряжение, согласно которому все сотрудники, работающие дистанционно, должны были или выйти на работу, или написать заявление об уходе. Сама Марисса вступила на свой пост, будучи на шестом месяце беременности, и вышла на работу спустя две недели после родов.

Однако ее личный пример  большинство не впечатлил – на Майер полился поток критики от многих представителей бизнес-сообщества, в том числе от Ричарда Брэнсона, который считает, что если дать людям свободу выбора, отдача от работы будет только выше. Однако некоторые менеджеры Yahoo! своего президента поддержали – по их словам, дистанционные сотрудники часто задерживали проекты и работали на сторону.

 

Slon.ru